Цифровые камеры

Честный обзор Sony A7 и A7M2

12.02.2018

В ноябре прошлого года я приобрёл Sony Alpha A7. Присматривался к этой беззеркалке давно, привлекала возможность использовать через переходники практически любые объективы сторонних фирм. У меня много стёкол от плёночной техники, которыми хотелось снимать, использую цифровой фотоаппарат.

Пофотографировав пару месяцев, я купил на барахолке уже вторую версию камеры – Sony Alpha ILCE-7M2.  В этом обзоре я затрону в целом систему А7, сравню имеющиеся у меня две камеры между собой, а также с зеркалками для наглядности. Сразу предупрежу, что это будет не типичный канонический обзор. Я не буду фотографировать мишени на разных ИСО, попиксельно разглядывать резкость и подробно расписывать функции камеры. Всего этого достаточно в других обзорах. Вместо этого остановлюсь на своём личном опыте эксплуатации и важных нюансах, которые в найденных мной в интернете обзорах были слабо отражены.

Но для начала небольшой уточнение для тех, кто запутался в обилии камер системы А7 с различными индексами. Sony А7 – базовый вариант, А7R – матрица с большим количеством мегапикселей (36,8 вместо 24,7), А7S – лучше высокие ИСО в плане шума, но худший из всех автофокус, у матрицы всего лишь 12,4 мегапикселей. Во второй версии этих камер добавлен стабилизатор и внесены небольшие доработки.

Вес и размер. Разоблачение мифов

В сети из года в год продолжает циркулировать лозунг, запущенный маркетологами фирм-аутсайдеров зеркального рынка: “Зеркалки уже прошлое, они тяжёлые, а вот беззеркалки лёгкие и на каждый день”. То там, то здесь возникают на форумах и в блогах мужчины, пускающие слезу на тему, как не могут носить килограммы труб-объективов от зеркалок и сами камеры. Хотя посмотришь на их лица – пахать на этих мужчинах можно. В то время как женщин вес и размер фотоаппаратов не смущает и я вижу всё больше и больше на улицах города дам именно с зеркалками, а не с мыльницами или с беззеркалками. Вот к чему приводит феминизация общества: образ фотографа как альфа-самца с зеркальным фотоаппаратом и большим объективом вытесняется уже в сознании масс образом альфа-самки с аналогичным комплектом.

Итак, о весе. Я не поленился сделать измерения на своих электронных весах, точность которых проверял. Sony A7 – 470 грамм, Sony A7M2 – 612 грамм. Из зеркалок я измерил nikon d60 (кроп 1.5, дедушка современного d5600) – 558 грамм и полнокадровую nikon d600 – 872 грамма. Все камеры были с элементами питания.

Что мы видим? Первая А7 действительно весит меньше зеркалок, но она не имеет стабилизатора. Ни в одной зеркалке, которой я снимал, не был встроен стабилизатор, но вес неплохо гасил колебания рук. С А7 у меня начались проблемы уже с объективом 135мм – изображение на экране дрожало, приходилось фотографировать во время прогулки на выдержке 1/800 для гарантировано чётких кадров. Также возникла проблема с балансом камеры – тяжёлые объективы исключали комфортную съёмку одной рукой, наклоняя камеру к земле.

Sony А7М2 лежит в руках уже комфортней, лучше баланс, встроен стабилизатор, но увеличился размер и вес. Фактически она стала как кропнутая зеркалка младшей модели. Если же сравнивать с полнокадровой зеркалкой, то разница в весе с nikon d600 всего лишь 260 грамм. Где тут разница в килограммы?! Даже без объектива – это не карманная камера. Вот Leica x1, которая с аккумулятором весит на моих весах 323 грамма – другое дело.

Теперь перейдём к объективам. По идее на маленькую камеру – должны быть маленькие стёкла, что-то вроде OM Zuiko или дальномерной оптики типа Leica. Но у Sony это реально увесистые “стаканы”. Сейчас я с помощью Яндекс-маркета буду сравнивать наугад объективы с одинаковыми фокусным расстоянием и максимальной диафрагмой для Sony A7 и зеркалок. О качестве картинки мы поговорим позже, пока только вес.

Белый классический зум Sony 70-200mm f/4 G – 840 грамм. Такой же белый объектив у зеркалок – Canon EF 70-200mm f/4L IS – 760 грамм.

Ладно, Яндекс-маркет меня явно дурит, беззеркалки должны же быть лёгкими, а вот зеркалки – это же килограммы труб!  Возьмём другой зум Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR  – 745 грамм. Имею такой и по улице с ним просто так не погуляешь, Сони точно выиграет! Итак Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6G OSS – 854 грамма.

Что-то не получается показать преимущество беззеркалок с зумами, перейдём лучше к фиксам. Sony FE 85mm f/1.8 – 371 грамма, а что у зеркального конкурента – Nikon 85mm f/1.8G – 350 грамм.

Выберем какой-нибудь совсем маленький фикс, пусть будет Sony FE 50mm f/1.8 – 186 грамма. Уж он точно посрамит зеркальных конкурентов! Смотрим – Nikon 50mm f/1.8D – 155 грамм, Canon EF 50mm f/1.8 II – 130 грамм!

Ох, подустал я что-то обличать тяжёлые зеркалки, последняя попытка их посрамить. Sony 35mm f/1.4 – 630 г, Nikon 35mm f/1.4G – 600 г.

Что тут скажешь – комментарии излишни. Только подержав в руках Sony A7 с родными объективами, когда покупал камеру, я уже понял, что лозунг про тяжёлые зеркалки и беззеркалки на каждый день – это побасенки маркетологов фирм, которые проиграли зеркальный рынок. Но проделками маркетологов уже давно не удивишь знающих тему людей. Чего стоит, как в своё время они устроили гонку мегапикселей, прочухав, что народ ориентируется на этот параметр при выборе камеры (в середине 00-х 3 или 5 мегапикселей у цифромыльницы имело действительно существенное значение в плане качества снимков).

В итоге мы получили на рынке фотоаппараты, у которых было куча мегапикселей, но отвратительная детализация и шумы на снимках. Но суть не в этом, а в том, что взрослые мужчины-фотолюбители, как попугаи повторяют в интернете лозунг про тяжёлые зеркалки и лёгкие беззеркалки. Конечно, есть беззеркалки и более компактные, чем Sony A7, но и качество снимков там слабее, ни о какой конкуренции с зеркалкой речь уже не идёт. Я посмотрел обзоры многих топовых моделей. Если нужна камера на каждый день, уж проще мобильником фотографировать, качество мобильных камер всё время растёт и телефон карман не обременяет.

Беззеркалка должна быть крошечной, влезающей в карман, как упомянутая ранее мной цифромыльница Leica x1 и объективы к ней должны быть совсем маленькие, а не здоровые стаканы. Но при этом качество картинки должно быть сравнимо с зеркалками по детализации, рисунку оптики и шумам на высоких исо. А пока, как хорошо написали в интернете в одном комментарии, хорошие беззеркалки приближаются по размеру к зеркалкам.

Корпус камеры и управление. От мыльницы к зеркалке

У А7 пластик глянцевый и она выглядит больше похожей на мыльницу. А7М2 ближе к зеркалкам, пластик матовый, колёсики в виде шестерёнок, лучший хват. Корпус стал влагозащищенным.

Размеры Sony A7 II и Sony A7.

Расположение кнопок у первой и второй модели примерно схожее. У А7М2 добавлена третья программируемая кнопка С3. Хотя камеры Sony используют многие видеографы, кнопка записи видео размещена крайне неудобно – она утоплена в корпус сбоку и нажать её пальцем (особенно зимой в перчатках) весьма затруднительно, только ногтем. Сделано это явно, чтобы показать, что это фотоаппарат и не сертифицировать как видеокамеру. Но есть решение данной проблемы – через пункт меню “Парам.польз.клав.” можно задать нужные значения практически всем имеющимся кнопкам. Это весьма удобно, т. к. вызов нужных меню можно присвоить кнопкам, расположенным в легкодоступном месте.

Аккумулятор заряжается при подсоединении адаптера прямо к камере. Отдельной зарядки в комплекте нет, надо покупать стороннюю (ощущение, что Sony экономит на всём). Я приобрёл зарядку ACME – работает без нареканий, есть и другие неплохие китайские варианты.

Меню

Меню Sony серии A7 весьма путанное и нелогичное. Такое впечатление, что все пункты условно разбили по группами и, не разбирая, разместили подряд. Порой важные функции оказываются спрятаны в глубине, а названия пунктов часто мало о чём говорят. Например, почему не назвать загадочный пункт Эл. пер. штор. затв. – Тихим затвором?

Сразу после покупки разобраться в меню интуитивно пользователю, не имевшему ранее опыта с камерами Sony, вряд ли получится. Ряд функций просто может быть не обнаружен. Так я был недоволен первое время фотоаппаратом из-за неудобного управления, пока не нашёл пункт, где можно присвоить кнопкам камеры нужные значения.

Руководство по эксплуатации фотокамеры написано весьма сухим языком и приходится чуть ли не методом тыка постигать назначение иных опций. К А7 написаны даже сторонние пособия (например, от Gary L. Friedman), чтобы в ней разобраться.

Экран и видоискатель

У обеих камер экран откидной (перемещается только вверх-вниз, повернуть вбок нельзя), но у второй модели подцепить его сложнее. Сверху на него приклеена плёнка, которая со временем начинает отрываться, поэтому рекомендую сразу наклеить защиту. Но помните, что фирменная защита Sony PCK-LM16 на вторую версию камеры не подходит, т.к. теперь широкая чёрная полоска на экране справа, а не слева. Чтобы контуры экрана совпали придётся, приклеить эту защитную плёнку так, что лого будет вверх ногами.

Я купил на Aliexpress защитное стекло LARMOR GGS IV. В принципе, неплохое, точный размер, но хотелось бы более матовую поверхность. У меня на Leica X1 стоит на экране стекло Giottos с мультипросветлением, оно не так бликует на солнце.

Хотя даже если родная плёнка на экране А7 отклеится – ничего страшного. Она не является частью экрана, как многие думают. Лет 5 назад была любопытная ситуация с перьевыми дисплеями (на которых рисуют, как на бумаге), выпускаемых Sony. Тогда наивные покупатели, думая, что у них сломался экран, когда отклеивалась плёнка, отправляли гаджеты в мастерские этой фирмы, где им там просто заново её наклеивали.

У А7М2 изображение на экране чётче, чем у первой версии. Количество точек на 3-х дюймовом экране увеличилось с 921600 точек до 1230000.

На ярком солнце экран не выцветает полностью в режиме “солнечная погода”, но можно было бы добавить запас яркости. Современные топовые смартфоны справляются с ярким солнцем лучше.

Что касается псевдо-видоискателя, то он здесь по сути – недоразумение. Видишь тот же самый экран только в туннеле и потом от него болят глаза. Лучше бы установили гибридный видоискатель как у Fuji. Судя по всему, эту декоративную деталь сделали для тех, кто любит ныть в обзорах мыльниц про отсутствие оптического видоискателя или тем, кто уже слишком привык прикладывать камеру к глазу на уровне рефлексов. Но по сути это фикция. В яркий солнечный день этот псевдо-видоискатель совершенно слеп даже на максимальной яркости, в то время как на экране ещё можно что-то различить.

Наглазник на видоискатель во второй версии камеры поставили более мягкий, резиновый, но менее долговечный. В первой версии он довольно дубовый, очень жёсткий и легко набить о него шишку, прикладывая ко лбу с размаха.

Автономность

Очень часто в интернете люди хватаются за голову, читая про время работы той или иной камеры и потом в истерике рвут на себе волосы, если аккумулятор делает не так много снимков, как им бы хотелось. Ребята, выдохните. Купите на Аллиэкспресс мешок китайских дешёвых аккумуляторов и радуйтесь жизни.

Я приобрёл 2 недорогих аккумулятора к оригинальному от фирмы Digicare и могу сказать, держат они заряд не хуже фирменного. Трёх аккумуляторов мне вполне хватает на 6-часовую прогулку по Москве с частой фотосъёмкой. Для сравнения у nikon d600 мне хватает одного родного аккумулятора для такой же прогулки, но там я почти не пользуюсь экраном.

Звук затвора

Почему-то нигде из просмотренных мной обзоров не обращали внимание на звук срабатывания затвора камеры. Более того, порой в видеороликах по 10-20 минут обзорщик, каснувшись самых разных мелочей связанных с фотоаппаратом, не удосуживался ни разу нажать на спуск. Я представлял себе беззеркалку как мыльницу со сменными объективами. Мыльницы работают практически бесшумно. У Sony А7 меня просто поразил грохот, издаваемый фотоаппаратом при нажатии на спуск. В зеркалках хоть хлопает зеркало, но тут-то откуда такой шум?

Есть режим “Эл.пер.штор.затв”, который делает звуковой сигнал короче, но всё равно его отчётливо слышно. На форумах встречал мнение, что звук этот имеет искусственное происхождение и раздаётся из динамика, а не порождается работой фотоаппарата. Косвенно это подтверждается тем, что модель А7S можно сделать через меню беззвучной, а функционал там практически идентичный. Sony нужно бы ещё включать сирену при нажатии на спуск и пусть бы из камеры раздавалось: “Внимание! Вас снимают!” Чтобы сюжеты увиденных тобой интересных уличных сцен с людьми в момент рассыпались, а птицы и звери, к которым ты мог подкрадываться часами ради кадра с близкого расстояния, бросались во все стороны от испуга.

Сколько я снимал на улице зеркалкой, люди весьма спокойно реагировали на звук, тут же в один из первых дней съёмки у катка я столкнулся с бдительной бабулькой, привлечённой шумом затвора Sony A7, которая стала допытываться, имею ли я право снимать людей. В конце она заявила, что меня надо забрать, “куда следует”! Я подумал – случайность, но другие люди также начали обращать внимание на фотосъёмку. Если с зеркалкой людей смущал вид фотоаппарата, то Sony A7 с дальномерной оптикой практически не заметна в перчатках и тут съёмку выдавал звук.

У А7М2 всё осталось примерно также, но звук стал внутри корпуса менее резонирующим и грохочущим.

Снова про объективы.

Фотолюбителям со стажем давно известно, что жадная тётка Sony очень любит задирать цены на свою продукцию при прочих равных с конкурентами. Это прекрасно видно по ценам объективов – они существенно дороже зеркальных аналогов (про вес мы уже всё обсудили выше). Так, например, Sony 70-200mm f/4 G OSS стоит сейчас около 90 тысяч рублей на Яндекс-маркете, а Canon EF 70-200mm f/4L IS USM – 50 тысяч рублей.

Возьмём полтинники: Sony 50mm f/1.8 от 19 тысяч рублей, а Canon EF 50mm f/1.8 II от 9 тысяч рублей.

Вот ещё хороший пример: Sony FE 70-300mm f/4.5-5.6G OSS – в районе 100 тысяч рублей, а Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR – в районе 17 тысяч рублей.

Я сравниваю только с теми зеркальными аналогами, которыми я сам лично снимал и их качество меня удовлетворило.

Вы только посмотрите на фото выше! Какие же в Sony молодцы – удивительное сочетание малого веса и компактности объектива! Йошихиса Майтани с его оптикой OM Zuiko – отдыхает. Беззеркалки на каждый день, а вот зеркалки это же килограммы труб – ужас! Да, за это можно переплатить!

Кто не понял – это была ирония над атаками маркетологов на умы людей. На деле эта труба 24-70/2.8 от Sony по размеру и весу даже больше, чем зеркальный аналог от Canon (886 грамма против 805 грамм). Учитывая вес объектива, с маленькой Sony A7 баланса в руках точно не будет, с A7M2 – под вопросом. Что же касается цены, объектив Sony дороже почти вдвое! Canon 24-70/28 II от 83 тысячи рублей согласно Яндекс-маркету, Sony FE 24-70mm f/2.8 GM – от 150 тысяч рублей! Я внимательно изучил его обзор, снимки и ничего сверхъестественного, обосновывающего двухкратную цену не обнаружил.

“Абсурдна сама идея на компактных корпусах лепить большие и неудобные объективы, которые удобнее использовать с обычными, стандартными, ухватистыми тушками”. Отзыв из интернета.

Таким образом объективы Sony не только тяжелее ряда зеркальных аналогов, но и дороже! Если же говорить про качество получаемых фотографий, то я смотрел примеры в интернете и некоторыми стёклами из линейки даже немного поснимал. Впечатление, что они гораздо лучше зеркальных аналогов у меня не возникло. Скорее наоборот.

Цена/вес/качество – ни по одному параметру объективы Sony не обыгрывают существенно зеркальных конкурентов. Какие-то модели могут быть по размеру несколько меньше аналогичных объективов у зеркалок, но всё равно, повторюсь, в руках это увесистый стакан и до размеров дальномерной оптики им далеко.

Пример одной из клеток для Sony a7. Компактный вариант.

Многие видеографы беззеркалки Sony в специальную “клетку” помещают, чтобы удобнее было её держать, т. к. в первоначальном виде, естественно, ни о каком удобстве хвата и балансе в руках с такой оптикой и речи быть не может. С такой клеткой камера становится не меньше, а даже больше зеркалок.

Сторонняя оптика

Sony A7 мной была приобретена именно для использования сторонней оптики. Рабочий отрезок камеры всего лишь 18мм, что позволяет ставить на эту камеру через переходники практически любые объективы других фирм. У Nikon с этим дело весьма печально – рабочий отрезок 46,5мм. Не мало фотографов покупают Sony A7 как вариант для использования оптики системы Leica-M (рабочий отрезок – 27.8мм). Мне также хотелось снимать не только на плёнке объективами, купленными мной к плёночной Leica M6.

Цифровые дальномерки от Leica для меня сейчас дороговаты. Даже уже морально устаревшие М8 и М9 стоят на барахолках дороже Sony A7M2 прямо из магазина. Цена за красный шильдик явно завышена раза в 3. Плюс проблемы с их надёжностью стали уже притчей во языцех среди дальномерщиков. У той же M9 возникает коррозия на матрице, у некоторых фотографов эта матрица сама по себе трескается, а от её протирки шваброй остаются царапины. Также у покупателей были проблемы с точностью дальномера прямо на новых экземплярах из магазина и т.д. и т.п. Непонятно, снимать этой камерой или на полку под стекло поставить и смотреть. Впрочем, так некоторые и делают, доставая пару раз в год, чтобы отснять сотню тестовых кадров.

Надо понимать, что во времена Картье-Брессона была одна Leica: надёжная, удобная, компактная. Сейчас – это уже больше статусный фотоаппарат для богатых и коллекционеров, стильный аксессуар для тех, кто в теме (для посторонних людей это просто дедушкин фотоаппарат). Поэтому Sony A7 в этом плане выглядит более доступной и адекватной по цене альтернативой, на данный момент она единственная из всех беззеркалок имеет полнокадровую матрицу.

Мне трудно сказать, как поведёт себя с Sony А7 совсем старая дальномерная оптика, у меня такой нет, но с относительно современными объективами результат показался мне весьма неплохим. Zeiss 21/2.8 и Zeiss 35/2 дали вполне приятную картинку, ещё больше понравился результат с Summicron 50/2 (IV версии).

Многие пишут, что Sony A7 неважно работает с дальномерной оптикой – у самых краёв изображение сильно замыливается. Такой эффект я заметил, но проявляется ярко он не всегда. К тому же, учитывая, размер матрицы Sony A7 (RAW – 6000 на 4000 точек), можно легко кадрировать снимок, обрезав края. Если же сжимать фото для публикации в интернете, то в таком случае можно просто добавить резкости на нужных частях снимка после сжатия. Поэтому драматизировать этот момент я бы не стал.

Ниже я приведу несколько примеров. Исходные кадры и их участки посередине и краю, сделанные на Sony A7. Всё практически без обработки. Диафрагму точно не помню, она у меня из-за переходника не записывается в exif, но всё фотографировалась в пределах f/2  – f/4.

Объектив Zeiss 35/2.  ISO:100, Выдержка: 1/125

Центр кадра.

По краям резкость падает довольно заметно.

Объектив Zeiss 21/2.8. ISO 1250, Выдержка: 1/100.

Центр кадра.

Край снимка у этого объектива чётче.

Также мне хотелось использовать на цифре оптику OM Zuiko без доработки. Для зеркалок Nikon надо менять или переточить олимпусовкий хвостовик и еще 0,5мм натянуть до бесконечности штатной юстировкой, что меня совсем не устраивало, т. к. я ещё на плёночный Olympus OM-1 иногда снимаю.

Пофотографировав на Sony A7 и A7M2, могу сказать, что из OM Zuiko стоит ставить поздние стёкла с МС. К примеру, H.Zuiko 24/2.8 на 2.8 даёт мыло, с поджатой диафрагмой до 4 уже лучше, но всё равно не сильно впечатляет. А вот Zuiko 35/2 MC, 50/1.4 NMC и 135/2.8 МС выглядят в целом вполне неплохо и проявляется порой узнаваемый для зуйек рисунок.

Переходники

Кольцо байонета у Sony A7 – пластиковое, оно лишь покрыто серебряной краской, в отличие от тех же зеркалок Nikon. Поэтому при активной смене переходников на кольце со временем начинают проявляться царапины и потёртости. Навинчивать переходники надо аккуратно, если вас волнует внешний вид камеры.

Из тех, переходников, что у меня есть: Metabones – качественные, точные, но дорогие и туго накручивающиеся переходники; k&f concept – хорошее качество исполнения, но риски часто не совпадают с реальным расстоянием при фокусировке и надо дорабатывать переходник для точности; Fotga (у меня только версия под резьбу М39) – мне показалось сложным подгонять точность соответствия рисок шкалы фокусировки из-за конструкции и нужно внутри либо обклеивать черной бархатной бумагой, либо делать чернение, иначе картинка бликует. Подробней на счёт переходников можете прочитать здесь. Я сделал обзор тех, что у меня есть.

В продаже есть и автофокусные переходники. Один из самых популярных для оптики Leica-M – Techart PRO, который стоит на сайте производителя 379$. В принципе, фокусируется он неплохо и довольно быстро (на крайних значениях моторчик может не докручивать фокусировку и надо помогать руками), но неприятно жужжит, как старые автофокусные объективы. Если купить к нему специальные кольца-переходники (или заказать 3d-печать, в интернете есть чертежи), то можно использовать с этим переходником оптику с другим байонетом: Canon FD, Canon EF, Leica R, L39, Nikon F, Nikon G, Pentax K, Minolta MD, M42, Olympus OM и ряд других.

Есть дешевле вариант для оптики Leica-M – клон Techart, Fotodiox Pro PRONTO стоимостью 250$. На Ютубе в старых видео показывается, как на переходник Fotodiox устанавливается прошивка с сайта Techart, т. е. фактически они должны быть идентичны по своему функционалу. Насколько сейчас они совпадают, не могу сказать.

Кроме этих автофокусных адаптеров существует и множество других (Fotga, Commlite, Viltrox, Metabones), в основном для Canon. Их обзоры и сравнение можно посмотреть на Ютубе.

Стоит отметить, что с Sony A7 автофокусные переходники по отзывам работают хуже, чем со второй версией.

Стабилизатор

Главное отличие A7M2 от А7 – появившийся стабилизатор во второй версии. При съёмке широкоугольниками этот выигрыш ощутить мне было сложно, т. к. камера стала тяжелее и её вес уже неплохо гасит дрожание рук. Вспомнился, китаец из DRTV, которому надо было делать обзор стабилизатора А7М2, а у него руки не трясутся! Но уже при съёмке телеобъективом zuiko 135/2.8 работу стабилизатора я наглядно увидел на снимках.

Сделал дома серию снимков на А7, А7М2 без стабилизатора и с ним. Параметры установил такие: выдержка 1/40, диафрагма: f/8, ИСО 125. В первых двух вариантах из пяти кадров в лучшем случае без сильного смаза получались 2, при этом снимки с А7М2 были немного чётче – вес стабилизировал. Но настоящей резкости не было. А вот когда я включил стабилизатор, то минимум 3 из 5 кадров стали получаться чёткими.

Слева направо: Sony A7, A7M2 без стабилизатора и A7M2 со стабилизатором. Кликайте по картинке, чтобы посмотреть в полный размер.

Конечно, такие тесты и оценки субъективны, у кого-то железные руки и штатив не нужен, а у кого-то трясутся так, что на выдержке длиннее 1/100 и стабилизатор не поможет, но тем не менее я выяснил, что фича работает и может быть полезна.

Фокусировка

Для ручной фокусировки у Sony серии A7 существует режим пикинга (выделения контуров), однако работает он плохо. Если ты ставишь в меню высокий уровень выделения контуров (пункт – Ур.выдел.контур), то выделяются объекты не только в фокусе, но и вне его. Если же ставишь средний, то пикинг показывается слабо.

Откидной экран у A7 помог мне без особенного напряжения сфотографировать ёлку из шаров в ЦУМе снизу. Но пикинг камеры испортил кадр.

Я пытался сфокусироваться на ближних шарах. Сделал несколько десятков снимков, когда они были чётко обведены контурами, но в итоге резкость оказалась дальше.

К счастью, у Sony А7 есть ещё режим лупы – приближение 5.9x и 11.7x. С помощью лупы я и советую наводиться на резкость, пикинг только отвлекает. Но каждый раз вызывать лупу, честно говоря, утомляет, когда снимаешь много.

На мой взгляд, ручная фокусировка со сторонними объективами – это самое слабое место камер А7. К примеру, интересный персонаж идёт к тебе на встречу по улице. Ты можешь без проблем сделать не глядя чёткий кадр, пока он находится в зоне бесконечности у твоего объектива. Но для крупного плана нужно подойти ближе. И тут мы сталкиваемся с тем, что сфокусироваться быстро по лупе на движущийся на тебя объект не просто. Если бы чётко работало выделение контуров, это бы упрощало задачу, но, как я уже писал, пикинг на А7 работает неважно. Конечно, можно приноровиться: работать на опережение, кадрировать фото и делать серии снимков, пытаясь поймать резкость. Но об удобстве тут речь не идёт. В спокойной же обстановке особых проблем с фокусировкой через лупу нет.

Вот пример съёмки с пикингом в режиме высокого уровня выделения контуров. Я не стал вызывать лупу, доверившись ему.

На экране А7 статуя была чётко обведена контурами, красным был залит частично и фон за ней – в итоге статуя не в фокусе, резкость ушла дальше.

Возможно, благодаря таким особенностям наводки на резкость, фокусное расстояние при работе с Sony А7 стало для меня ощущаться несколько по другому. К примеру, 50мм при съёмке по ощущениям стали как 35мм.

Если же говорить про зеркалки, то у Nikon d600 ручная фокусировка для меня гораздо проще как через оптический видоискатель, так и по экрану, по которому я могу чётко сфокусироваться в большинстве случаев даже без вызова лупы. Возможно, из-за того, что его размер чуть больше (3,2 дюйма, у А7 – 3).

Про автоматическую фокусировку подробно рассказывать не буду – пользовался мало. Но при небольших тестах мне показалось, что автофокус у А7 и А7M2 работает шустро, но не так цепко при съёмке динамики, как у зеркалок. Сравнительные обзоры на Ютубе это подтверждают. Но я не держал в руках всю линейку оптики Sony, поэтому однозначно утверждать не стану.

Качество фотографий

Обычно, поснимав тем или иным фотоаппаратом, я довольно быстро представляю диапазон его возможностей и могу дать оценку. Достаточно сделать пару фотосъёмок, чтобы, уже вставляя флешку со снимками в картридер, представлять, что ты там увидишь. Но в отношении Sony А7 и А7М2 даже после трёх месяцев использования однозначные выводы мне сделать сложно. Камера бывает порой капризна и результат в плане качества нестабильный. При съёмке разными объективами в меняющихся условиях я получал результат от около телефона до почти зеркалки.

Я бы по качеству фото позиционировал А7 между хорошей цифромыльницей (или топовым мобильником) и зеркалкой. Собственно эту нишу беззеркалки и занимают, пытаясь в себя вобрать мобильность цифромыла и качество зеркальных фотоаппаратов. Возможно, её можно поставить на один уровень с любительскими зеркалками начального уровня, тем более, что вторая версия камеры стала похожа на них внешне и размером.

Некоторые фотографы ругают Sony за унылый цвет. Цвет действительно по умолчанию из камеры не вызывает обычно восторга. (Хотя Fuji мне ещё меньше нравится, там цветопередача какая-то блеклая и холодная.) Но при обработке из RAW можно в фоторедакторе сделать картинку гораздо более интересной. Поэтому это не проблема для тех, кто обрабатывает кадры в том же Фотошопе или Лайтруме, но не порадует тех, кто хочет получить красивую картинку в JPG прямо с камеры без всяких обработок.

Также я замечал, не только у меня, но и у других в интернете, порой на снимках Sony A7 возникает эффект плоской картонной картинки, которой не хватает глубины. Добавлением контраста в редакторе он частично нивелируется.

В целом, камеры Sony серии A7 имеют весьма неплохой потенциал в плане качества изображения при условиях постобработки в редакторе. Хотя, конечно, со связкой Nikon d600 + Sigma 35/1.4 Art ставить их рядом я бы не стал – там несколько иной уровень. Но тем не менее можно получать качественные кадры, в том числе в вечернее время.

ИСО и шум

Согласно обзорам Sony A7 – одна из лучших беззеркалок в плане высоких ИСО. У других производителей, порог рабочих ИСО заканчивается раньше. На А7 я фотографировал на ИСО до 6400 и был вполне доволен, у А7М2 порог – 12800. Можно подыматься и выше, но тут уже надо соизмерять это с сюжетом и с задачами. Одно дело, когда нужно просто сжать полученное фото до ширины в 1000 точек, немного отретушировать и закинуть в интернет. Другой вопрос, когда ты кадрируешь снимки. Например, снял уличный портрет издалека и хочешь сделать для публикации его крупным планом. Тут уже высокие ИСО могут быть неприемлемы.

Сравнил ИСО у А7 и А7М2 – честно говоря, разницы практически не увидел. Вторая версия может чуть-чуть получше на самых высоких.

Мне понравилось у А7, что хотя шум появляется и чем выше ты поднимаешься по чувствительности, тем больше он нарастает, но сама картинка в плане детализации не деградирует катастрофически, нет “каши”, замыливания и потери деталей.

Sony A7. Объектив Zeiss 21/2.8. ИСО 6400.

Центральная часть кадра.

Sony A7M2. Объектив Zuiko MC 135/2.8. ИСО 12800.

Центральная часть кадра.

 

Видео

Не мало видеографов работают с беззеркалками Sony. Я в эту тему глубоко не погружался, т. к. меня больше интересует фото, но по умолчанию картинка получается весьма неплохой. Если сравнивать с зеркалками, то Nikon d600 по моим ощущениям снимает видео не хуже, другими не пробовал. Для тех, кто в теме, в A7 есть различные режимы, в том числе S-log, с помощью которых можно из камеры вытянуть многое в плане качества.

Приложения

Sony серии A7 позволяет установить дополнительные приложения, расширяющие её возможности. Сделать это можно, подсоединив камеру к компьютеру и зайдя на сайт https://www.playmemoriescameraapps.com, откуда их можно скачать. Но, увы, большинство из них платны. В Sony, очевидно, решили, что копейка рубль бережёт и после того, как покупатель заплатил приличную сумму за фотоаппарат, он ещё должен покупать у них приложения от 199 рублей. Самое дорогое из них – цифровой фильтр (типа HDR) за 2,299 рублей – для тех, кто не может сделать самостоятельно 3 кадра с разной экспозицией и потом их сшить на компьютере.

В описании на сайте указано, что одно приложение можно установить на 10 камер, так что если скинуться десятерым владельцам камер Sony, то получится не так уж дорого. То же приложение, дающее возможность сделать мультиэкспозицию получится по 19 рублей с носа, таймлапс по 39 рублей.

Очистка матрицы

За всё время владения зеркалками мне пришлось чистить матрицу всего несколько раз, вся пыль и грязь оседали на зеркале. У беззеркалок же сразу всё попадает на матрицу и вычищать оттуда загрязнения гораздо сложнее, особенно из углов – нужен специальный чистящий набор со шваброй. В Sony A7M2 – есть очистка матрицы (“Режим очистки”), когда фотоаппарат непродолжительное время вибрирует. От пылинок это может помочь, но не от грязи. В первой А7 этот режим в меню тоже имеется, но с фотоаппаратом ничего не происходит после его активации, таким образом очистки матрицы там нет.

Выводы

Под конец сделаем общие выводы о камерах Sony A7 и A7M2.

Сильные стороны: полнокадровая матрица, возможность установить практически любые сторонние объективы благодаря малому рабочему отрезку, высокий порог рабочих ISO, можно получить весьма неплохое качество картинки.

Слабые стороны: неудобная ручная фокусировка (выделение контуров работает плохо, каждый раз вызывать лупу неудобно), псевдо-видоискатель – фикция, громкий звук срабатывания затвора, запутанное меню.

С фирменными объективами камера Sony серии А7 слабо выигрывает по весу у зеркалок, если не брать вёдра вроде Nikon d5. Лозунг про килограммы зеркалок против лёгких беззеркалок на каждый день в данном случае совершенно не работает и является не более, чем маркетинговым мифом, внедрённым в сознание наивных людей. Если использовать стороннюю дальномерную оптику и оптику OM-zuiko, выигрыш с Sony серии A7 в размере и весе получается уже существенным. Это могло бы стать козырем A7 против зеркалок, если бы не посредственная ручная фокусировка.

Что я бы добавил камерам А7 и А7М2: беззвучный режим, более точную фокусировку с помощью пикинга и гибридный видоискатель. Улучшил бы работу с дальномерной оптикой. Также убрал бы бесполезную кнопку видео сбоку, увеличил экран и сделал бы, чтобы он легче подцеплялся на A7M2. Объективы же на такую камеру нужно выпускать маленькие и лёгкие, как OM Zuiko. Увесистые стаканы выглядят нелепо на маленькой камере, нарушают баланс и беззеркалка теряет в плане веса и габаритов преимущество перед зеркалкой.

В общем, фирме Sony есть ещё над чем работать, совершенствуя модели своих камер.