Цифровые камеры

Обзор Leica X1 и X2. Легендарные компакты

10.02.2019

Лейка — для непосвящённых в фотодело российских обывателей — это садовый инструмент для полива растений, для опытных же фотографов — практически Святой Грааль. В прошлом веке наличие у фотографа камеры Leica сразу говорило о его успешности. Эти фотоаппараты стоили больших денег, но взамен давали надёжность и высокое качество фотографий.

Серийное производство фотоаппаратов Leica началось в 1925 году, а сама компания была основана в 1849 году и первое время работала над оптическими системами и приборами точной механики. Камерами Leica пользовались многие известные фотографы (Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Ник Ют, Эллиотт Эрвитт и др.) и сделаны знаменитые фотографии. Например, разошедшийся по миру портрет Че Гевары, которого сфотографировал на митинге Альберто Корда в 1960 году, «День Победы над Японией на Таймс-сквер» Альфреда Эйзенштадта и даже «Знамя Победы над рейхстагом» Евгения Халдея. Словом, Leica для плёночной эпохи с 30-е по 70-е годы прошлого века было примерно тем же, что сейчас Сanon и Nikon для цифрозеркальщиков.

Плёночная Leica M3. Такой же снимал Анри Картье-Брессон. Когда-то он любил поохотиться и был браконьером, попав из-за этого в тюрьму. После этого он решил использовать свой намётанный глаз в другой сфере — для фотографии. Помогло художественное образование, полученное им в детстве. В 40 лет он уже потерял былой интерес к фотожурналистике, хотя не бросил снимать, как про него пишут. Переключился на живопись, но известным художником так и не стал.

Конечно, с тех времён утекло много воды и ситуация на фоторынке значительно изменилась. Cейчас бренд Leica всё еще существует, но это больше уже просто красивая легенда. Нынешние дальномерные камеры этой компании имеют общего с теми самыми плёночными разве что дальномер, ручную фокусировку и космическую цену. Об особой надёжности, судя по отзывам владельцев, говорить уже не приходится, а качественные фото удобнее делать цифрозеркальными и беззеркальными камерами с продвинутой системой автофокусировки.

В 2009 году Leica выпустила весьма интересную цифромыльницу, которую вполне можно назвать народной — Leica X1. В отличие от серии D-lux, являющейся клоном Panasonic LX и отличающейся от последних по сути лишь шильдиком (хотя энтузиасты под лупой выискивают на снимках различия на высоких ISO), эта цифромыльница для Лейки вполне аутентична и является собственной разработкой.

В начале продаж камера в лучших (а может, худших?) традициях фирмы стоила в российских магазинах более 80 тысяч рублей (при курсе 27-30 рублей за доллар). Обзорщики в своих статьях делали неуклюжие попытки обосновать цену легендарностью марки, народ же на форумах возмущался, зачем покупать эту камеру за такую цену, когда за эти же деньги можно купить Canon 5d Mark II, бывший в те времена мечтой многих фотографов. Но спустя всего лишь несколько лет на вторичном рынке стоимость этой камеры стала уже вполне вменяемой. В 2012 году я заказал её себе на американском Ebay и обошлось она мне с доставкой в районе 30-35 тысяч рублей.

Получив камеру, я не был разочарован, снимал ей периодически до 2018 года, пока не заменил её на модель X2. Эти модели, я считаю, до сих пор не потеряли актуальности для фотографов, поэтому делаю их подробный обзор.

Корпус

Фотоаппарат достаточно небольшого размера, умещается на ладони. Корпус сделан из магниевого сплава и алюминия.

Размер Leica X1 — 124x60x32 миллиметров, если учитывать только корпус. С учётом объектива в сложенном виде толщина фотоаппарата — 52мм. Модель X2 выше на 9 миллиметров. Казалось бы разница не существенная, но в чехол от первой версии камеры вторая уже не влезает. Вес с аккумулятором у X1 — 306 грамм, у X2 — 345 грамм. Для наглядности я сделал чертёж.

Сбоку у фотоаппарата под откидывающейся крышкой находятся разъёмы USB и HDMI, но я ими не пользовался, проще флешку вытащить и с неё на компьютер перебросить снимки.

Камеру я спокойно носил зимой без чехла в кармане куртки и это не доставляло мне никакого неудобства. В карман более лёгкой куртки в тёплое время года я тоже этот фотоаппарат клал, но его вес уже ощущался.

Основные варианты цветов корпуса: полностью чёрная с отделкой кожей и серебристая с более шершавым материалом накладок. Конечно, первый вариант выглядит довольно приятно, но тем не менее я не советую его брать, мне представилась возможность такую камеру протестировать — очень скользкая в руках, особенно зимой, когда снимаешь в перчатках.

Можно к фотоаппарату привинтить ручку, которая продаётся отдельно. С ней хват будет лучше. Но внешние аксессуары увеличивают размер и вес фотоаппарата, а от цифромыльницы, лично мне, хочется максимальной компактности. Ещё один вариант — ремешок на руку, если фотоаппарат выскользнет из пальцев, то не упадёт на асфальт, а повиснет на руке. Пробовал — удобно и надёжно, но только в случае, если фотоаппарат не убираешь часто в карман, а гуляешь с ним в руке. Если же носишь его в кармане, доставая изредка, то каждый раз одевать ремешок на руку утомительно, да и когда достаёшь камеру, она может выскользнуть. В общем, в итоге я предпочёл чёрно-серебристый вариант. Выглядит не так дорого и стильно, но зато в руках лежит удобно.

Продаются ещё варианты корпуса в ярких цветах, специальные серии, но, мне кажется, для уличного фотографа, которому нужно не привлекать внимание, такой вариант не слишком удобен.

Органы управления

Включается фотоаппарат поворотом колёсика-переключателя сверху, при этом устанавливается режим покадровой съёмки (S). Если колёсико повернуть дальше, то камера перейдёт в режим серии (C), в котором будет делать при вдавливании кнопки затвора серии снимков. X1 снимает 3 кадра в секунду при выдержках затвора 1/60с или меньше, а при 1/4с и больше — 2 кадра в секунду. У X2 при тех же параметрах соответственно 5 и 3 кадра в секунду. Проверил, сколько кадров подряд может сделать X2, прежде чем задумается, получилось 8 кадров вне зависимости от выбранного качества снимков.

В X1 есть ещё одно деление на переключателе — режим автоспуска, но в X2 его оттуда убрали. По сути в нём особого смысла нет, т. к. автоспуск можно вызвать специальной кнопкой.

Рядом с переключателем расположено 2 колёсика: выдержки и диафрагмы. В модели X1 они не имеют жёсткой фиксации и часто сбиваются. Надо периодически поглядывать на них, а то может получиться, что снимаешь сумрачным вечером при диафрагме f/16, для установки которой всего один шаг по часовой стрелке с позиции автомата. В X2 эту проблему исправили — фиксация колёсиков стала жёсткой.

В камере нет творческих автоматических режимов, которые обычно присутствуют в цифромыльницах.  Доступен режим приоритета выдержки, приоритета диафрагмы, полностью ручной и полностью автоматический. Автоматический режим работает вполне корректно. Если ещё в меню установить автоматическое ИСО, то от фотографа требуется всего лишь выбирать кадр и нажимать на кнопку — остальное автоматика сделает за него сама.

Слева от экрана расположено 5 кнопок для вызова различных функций (Баланс белого, Исо и пр.), справа ещё 5 кнопок и два колёсика. Кнопки имеют чёткое нажатие, подтверждаемое щелчком. У меня не маленькая, но и не огромная рука, мне даже в перчатках удобно их нажимать.

Объектив

Объектив у X1 и X2 — один и тот же — Elmarit 24mm 2.8 ASPH. Кроп-фактор, у камеры 1.5, следовательно, фокусное расстояние в 35мм эквиваленте, умножив, получаем — 36мм. На всякий случай для новичков уточню, это фокусное расстояние у камеры фиксированное и зума нет, даже цифрового, объектив не сменный.

35мм считается универсальным объективом для уличного фотографа. Но складывается это универсальность из компромиссов. Когда, к примеру, снимаешь в толпе (например, на Дне города в Москве на Тверской) 35 мм — тесновато, хочется 28мм. Фотографируя архитектуру на улицах часто делаешь несколько кадров и потом сшиваешь — не хватает ширины угла. При съёмке уличных портретов незнакомых людей, наоборот, приходится потом фото кадрировать и хочется более длиннофокусного объектива, например, 50мм. Но я не могу сказать, что меня это сильно напрягает, хотя кадрировать снимки в фоторедакторе приходится часто.

ASPH означает асферические элементы, их цель достичь нужного уровня качества, не перегружая объектив стеклом. Современная асферика делается разными способами: полировка, отливка из стекла в форму, отливка из оптического пластика в форму, нашлёпка из оптического пластика на сферический элемент. Leica использует второй вариант. Объектив реально очень лёгкий, весь вес фотоаппарата приходится на его корпус.

Цветные пятна от солнца порой на снимках появляются, но очень редко. Из пары тысяч отснятых днём за прогулку кадров, у меня они могли оказаться лишь на нескольких из них. Поэтому объектив камеры можно смело назвать зайцестойким в отношении солнечных зайцев.

Объектив цифромыльницы закрывается крышкой, по типу объективов для зеркалок. Это достаточно пафосно, но неудобно. Есть решение лучше — открутить кольцо, на которое крепится крышка и поставить на его место крышку со шторками, которые будут сами открываться, когда включаешь камеру. Её можно купить на Amazon или Aliexpress.

Фокусировка

Автофокус X1 практически отказывался у меня работать в динамике. Даже днём в некоторых статичных сценах он мог начать елозить туда-сюда. Вечером, когда я, стоя у дороги, направлял камеру в сторону едущих в мою сторону машин с включёнными фарами — фокус слеп и был не в состоянии поймать резкость, Приходилось ему помогать, направляя на другие объекты на том же расстоянии, за которые он может ухватиться и потом уже на объект съёмки.

Видя такие проблемы, спустя время я задумался о том, чтобы купить X2, но мне попался отзыв человека, который жаловался, что она его не впечатлила. Качество изображение точно такое же, а в формате JPG даже хуже. Я посмотрел его исходники и действительно результат был, что называется, на лицо. Тут я допустил одну из 7 главных ошибок фотографов — стал выбирать фотоаппарат, ориентируясь только на качество фото.

Когда я в 2018 году захотел заменить X1 на что-то посовременней (проблемы с фокусом уже совсем надоели к тому времени), меня на форуме убедили, что у X2 он значительно лучше. Так оно и оказалось, если бы я это знал, давно сменил бы камеру. В яркую солнечную погоду я могу фотографировать на X2, даже идя по улице и не останавливаясь. Фокусировка точно наводится на цель, изображения резкое. В сумрачную погоду и вечером, конечно, уже надо притормаживать, когда делаешь кадр.

Шкала дистанции в режиме ручной фокусировки.

Как в X1, так и в X2, имеется ручная фокусировка. Вызывается оно в меню по кнопке. Далее показывается шкала дистанции и увеличенный кусочек изображения в центре экрана. Крутишь колёсико и находишься на резкость. Быстро, конечно, так навестить сложно, но если не спешить сложного ничего нет.

А вот макро слабовато. Минимальное фокусное расстояние — 30см. В X1 можно выбрать в режимах фокусировки специально режим «АФ макро», чтобы задать приоритет камере фокусироваться близко, у X2 работу фокус улучшили и этот режим пропал. Есть только ручной и автоматический.

Вспышка

У X1 она подымается на месте, нажатием на неё сверху, у X2 есть специальный рычажок для её подъёма, она выдвигается чуть вперёд и поднимается выше. Хотя я не помню даже, когда пользовался вспышкой у этой камеры, но качество её работы у второй модели мне показалось лучше при тестировании.

Сравнение конструкций вспышек у X1 и X2.

Экран

Экран у обоих камер одинаковый — 2.70 дюйма, 230000 точек. Он стационарный, а не как сейчас модно делать откидным. На мой взгляд, такое инженерное решение правильное в отношении данной камеры, когда не глядя суешь её в куртку после серии снимков, откидной экран можно отломать.

Качество экрана по нынешним меркам довольно посредственное. Я прямо сейчас сравнил его с обычной современной цифромыльницой, не претендующей на звание элитной, Canon SX720HS и там яркость экрана выше в разы. То же самое я могу сказать про сравнения экрана Leica с экраном смартфона Huawei P9 на ярком мартовском солнце, от которого приходилось щурить глаза. Если у этого смартфона я прекрасно видел, что на экране, то у Leica не было видно практически ничего даже при установке максимальной яркости экрана. Но это проблема не только Leica серии X, но и вообще старых камер и телефонов.

Оптический и электронный видоискатели.

Для решения данной проблемы можно использовать внешний видоискатель, установив его сверху на горячий башмак. Для модели X1 возможен только оптический (необязательно фирменный), для модели X2 ещё существует электронный EVF2, где показывается через глазок экран фотоаппарата. На мой взгляд, оптический лучше. Я имею опыт с электронным у Sony a7 и от него потом глаза болят, тем более, качество экрана у данных цифромыльниц Leica, как я уже писал, так себе по нынешним временам.

При неярком солнце, вечером на улице под фонарями я дискомфорта от экрана не чувствовал. Вполне чётко видишь кадр, можно при просмотре увеличить часть фото в 16 раз, чтобы изучить, как получились детали. Для просмотра фото без выдвижения объектива нужно включить фотоаппарат удерживая нажатой клавишу Play.

На мой взгляд, уж лучше, экран посредственный, зато хорошие снимки, чем как у смартфонов — на экране всё шикарно в любых световых условиях, а смотришь на компьютере снимки потом и видишь, что их качество оставляет желать лучшего.

У X2 есть ещё функция настройки цветового тона экрана. Можно, к примеру, вечером придать ему жёлтый оттенок, чтобы изображение стало светлее и глазам было приятнее.

Качество изображения

У Leica X1 матрица 12.2 мегапикселя и максимальное разрешение 4272×2856 точек, у X2 чуть больше — 16.2 мегапикселя и 4928×3264. Матрица APS-C. В меню можно выбрать метод сжатия — JPG или DNG+JPG в нормальном или максимальном качестве. Режима только DNG нет.  (Формат DNG — это у Лейки по сути RAW, как NEFF у Никон.)

JPG мне у X1 нравится больше на минимальных ИСО, детали снимков чётче прорисованы, у X2 снимки более размытые. Говоря языком живописи кадры X1 я бы отнёс к акварели, а X2 к маслу. В DNG особой разницы не заметил, там ползунками в RAW-конвекторе накручиваешь картинку, как тебе нужно.

Максимальное ИСО у X1 — 3200, у X2 — 12500, но цвет после 3200 начинает деградировать и терять сочность. ИСО 6400 ещё приемлемо, а вот 12500 стоит ставить только в крайнем случае, его даже нельзя задать в режиме автоматического ИСО (там порог 6400), только в ручном режиме.

Высокие ИСО очень хорошие. Во многих мыльницах, да что там говорить, такое бывает даже в беззеркалках и зеркалках (особенно старых или с крохотным размером матрицы), диапазон ИСО высокий, но когда подымаешься выше значения 800, изображение превращается в акварельную кашу. У Leica X1 и X2 даже на 3200 шум приемлем. Зерно ощущается скорее плёночным, чем цифровым шумом. Ниже я сделал тестирование ИСО у Leica X2. Подборка делалась из снимков в формате RAW, кусочки кадров вырезаны без сжатия. Можно наглядно сравнить уровень шума.

Динамика нарастания шума вполне приемлемая. Даже на предельных значениях картинка не рассыпается.

Что касается динамического диапазона, он довольно широк, хотя и не так, как, например, у Nikon d600. Если у этой камеры Nikon я без проблем могу вытянуть, как тени, так и пересветы, то у Leica хорошо тянутся только тени, если кадр где-то засвечен, то его уже обычно не восстановить. Поэтому в сложных ситуациях при контрастных сценах лучше уводить экспозицию в минус, если нет возможности использовать автоматический экспобрекетинг. Для появления его настроек, надо два нажать кнопку экспозиции EV +/-.

У Leica X2 есть в меню ещё пункт Стабилизация, при котором камера автоматически делает два снимка, один с меньшей, а второй с большей выдержкой затвора и используя данные двух экспозиций и объединяет их в одно. Стабилизация изображения возможна только для статичных объектов при выдержке затвора в диапазоне от 1/4 с до 1/30 с и чувствительности до ISO 1600.

Время работы

В X1 и X2 аккумуляторы одного формата, ёмкостью 1600 мАч. Согласно обзорам, один полный заряд аккумулятора позволяет отснять 300-500 кадров. На деле всё зависит от настроек яркости экрана, сколько времени камера будет включённой, насколько активно вы будете пользоваться фокусировкой. Я купил для X1 сразу 2 дополнительных аккумулятора на Amazon — Wasabi Power, на которых указана ёмкость 1920 мАч. Недавно с ними за день отснял 2350 кадров на X2, при этом аккумуляторы были уже не новые и немного заряда на последнем из них у меня ещё осталось. Получилось около 800 кадров на один аккумулятор.

Температура окружающей среды также влияет на работу аккумуляторов. Зимой в мороз они у меня садились быстрее, потом отогревались в кармане и начинали снова работать.

Поломки

Неприятная тема для фотографов, но тем мне менее актуальная и не затронуть её нельзя. Спустя несколько лет после покупки у меня стали отклеиваться накладки на X1, я их подклеил клеем «Момент».

Ещё одна поломка, которая ждёт практически любого покупателя камеры — пластмассовый держатель аккумулятора. То ли пластмасса, из которой он сделан, слишком хлипкая, то ли пружина давит слишком сильно, но в итоге он ломается. На X2 эта поломка не сильно ощущается, просто вытряхиваешь аккумулятор из камеры на ладонь, когда его надо достать. По крайней мере так было у камеры, которую я смотрел у одного из продавцов, где был сломан держатель. А вот у X1 довольно тугая пружина и крышку батарейного отсека буквально выгибает. У меня держатель сломался в конце 2015 года и я даже не понял, как это произошло. Взял в руки, открыл крышку батарейного отсека, чтобы флешку вытащить и пошёл в другую комнату. Смотрю — держателя на месте нет, потом на полу нашёл его кусок.

Этот держатель аккумулятора часто ломается у X1 и X2.

Сначала я расстроился, но потом узнал на форуме, что это можно починить в фирменной мастерской Leica на Ленинском проспекте (дом 61/1) и стоит это тысячу рублей. Пока я собирался, уже там бесплатно стали это делать, так что я ничего не заплатил. С 04.02.2019 мастерская по этому адресу закрылась вместе с фирменным магазином Leica и с вопросами по поводу сервисного обслуживания отсылают в Германию. Но я видел такие держатели на Алиэкспресс, так что можно и самому вставить, это дело нехитрое, как я понял, разбирать камеру не нужно.

Вторая неприятная поломка произошла по моей вине. Если на экран Leica X1 американец заботливо наклеил стекло, то российский продавец Leica X2 экран своей камеры решил никак не защищать, да он ей особенно и не снимал. В итоге, когда я у него её купил, она была в идеальном состоянии. Отправившись домой, решил прямо по дороге сразу фотоаппарат протестировать, вынув из чехла. В одном месте, остановившись я положил фотоаппарат в карман буквально на минуту и там оказались ключи, оставившие на экране глубокие царапины. Сказать, что я огорчился — ничего не сказать. Пришёл домой, попробовал специальной полиролью для экранов царапины убрать. Мне это удалось, но осталось пятно.

Написал в мастерскую Leica на Ленинском проспекте, там озвучили цену ремонта в 6300 рублей. Мне показалось дороговато, поэтому я сразу не поехал. Когда обратился спустя полгода повторно, в октябре 2018, цена снизились, став 4590 рублей. Обрадовавшись скидке, я сдал камеру в ремонт и мне её вернули спустя время, как новенькую. К ней мастер приложил испорченную деталь и я увидел, что это тонкий пластик, прикрывающий стеклянный экран. Даже девушка с острыми когтями, наверное, его могла бы поцарапать. Вот тебе и немецкая надёжность! До дома из мастерской я камеру донёс практически не вынимая из футляра, помня про прошлый опыт. Только прилепив дома защитное стекло на экран, вздохнул спокойно.

В принципе, если на экранчик наклеить плёнку, то мелких царапин становится не видно. Но мне как-то неприятно было, что так по глупому поцарапал экран, тем более мне продавец скидку при продаже в 2 тысячи рублей сделал, так что можно считать исправление моего неудачного опыта обошлось мне всего в две с половиной тысячи.

Пожалуй, стоит ещё упомянуть про кнопки. Первую X2, которая была в чёрном цвете, я взял у перекупщика. И это было моей ошибкой. В статье «Как покупать фототехнику на барахолках» я предупреждаю, что не надо этого делать. Перекупщик всегда стремится купить за минимальную цену, а продать за максимальную. Если во второй раз я купил камеру за 30 тысяч рублей с фирменным чехлом в состоянии «муха не сидела», то у него взял за ту же цену со сломанным держателем аккумулятора и затёртыми надписями на кнопках.

Когда ехал в метро, то выяснил, что несколько кнопок сильно разболтаны и нечётко передают нажатие: подсветка строки меню, когда его выводишь, периодически прыгала вверх-вниз. К тому же под приклеенной на экран дешёвой китайской плёнкой на нём оказались царапины. В общем, камера, которая должна была быть, согласно описанию, в отличном состоянии, оказалась в полудохлом состоянии. Я даже не знаю, сколько надо нажать раз кнопку экспозиции, чтобы прокладка под ней так выработалась.

Смотрел ли я камеру при покупке? — Да, смотрел, но не заметил, что некоторые кнопки плохо работают, глюк с ними возникает временами. Тем более продавец вёл себя уверенно и любезно, не создавая впечатление обманщика. В общем, через неделю мы встретились и он мне деньги всё-таки вернул. На обмен предлагал мне за ту же цену другую камеру, но у той был экран треснут.

В общем, купил он хлам за копейки и хотел загнать, как почти новый. Такая ситуация и с обычными продавцами бывает, но у перекупщиков — чаще. Я и раньше с таким сталкивался, но после этого случая окончательно решил обходить тех, кто перепродаёт фототехнику, стороной.

Цена

Весной 2018 года Leica X1 в отличном состоянии в Москве можно было купить в районе 20 тысяч рублей, X2 — 30 тысяч рублей. Были варианты на Авито даже дешевле. Но тут надо просто отслеживать объявления, т. к. некоторые продавцы ставят абсолютно невменяемые цены на эти цифромыльницы, очевидно памятуя о том, сколько они когда-то стоили в магазинах.

Зачем покупать в эпоху смартфонов

Во-первых, качество изображения при небольшом размере корпуса. Всё-таки у смартфонов, даже самых последних флагманов, качество фото остаётся посредственным. Особенно вечером. Возвращаясь из мастерской Leica я сделал в тёмном дворе кадр на X2 и Huawei P9 и после того, как увидел результат, больше сравнивать их уже не захотелось. Хотя к камере этого телефона тоже приложила руку Leica, создав программную оболочку для камеры, а также продав китайцам из Huawei технологию обработки линз, чтобы не было бликов на снимках.

На экране смартфона фото выглядят обычно красиво и подходят для Инстаграма, а когда смотришь на компьютерном мониторе — впечатление уже совсем другое.

Снимать фотоаппаратом совсем иное ощущение, чем щёлкать фото на смартфон. Но в эпоху селфи и Инстаграма оценить это сможет не каждый.

Во-вторых, тактильные ощущения. Тут ты ощущаешь в руках фотоаппарат, крутишь колёсики выдержки и диафрагмы. Смартфон же — это просто пластиковая дощечка с экраном. Для того, чтобы сделать случайно увиденный кадр на ходу — годится, но когда выходишь фотографировать специально, хочется в руках держать что-то более существенное. Зеркалку же в карман не положишь, да и многие беззеркалки тоже.

В-третьих, долговечность. Фотоаппаратом человек может пользоваться десятки лет. Качественные цифромыльницы 00-х до сих пор актуальны. Мобильник же меняешь раз в 2-3 года, некоторые делают это и чаще. Пользуются люди ими ежедневно, быстрее идёт износ.

Словом, фотоаппарат — это фотоаппарат, а мобильник — это скорее некое баловство для фотографа.

Выводы

Самый главный плюс камеры — это весьма неплохое качество изображения даже вечером при компактном размере. Конечно, можно сказать, что современные беззеркальные и зеркальные фотоппараты снимают лучше, но покажите мне такой карман, в котором можно спокойно их носить, это будет уже не карман, а целый карманище. Мобильные же телефоны по качеству фото в сложных световых условиях до сих пор не дотягивают, как я уже писал выше.

В камере нет новомодных примочек, типа Wi-Fi, кучи различных режимов, но лично мне хочется взять в руки камеру и пойти снимать, регулируя настройки выдержки, диафрагмы и ИСО, а не сидеть с томиком инструкции, разбираясь в 100500 функций новомодного фотокомбайна.

Большой плюс камеры, что, отключив звук в меню, можно сделать её работу практически бесшумной. В отличие от грохочущей затвором Sony a7 (такое ощущение, что руководство и инженерный отдел Sony ненавидят уличных фотографов), звука срабатывания затвора у X1 и X2 практически не слышно, только звук фокусировки.

Конкуренты

Fuji серия X100 — достойный конкурент Leica серии X. Сделана тоже в стиле ретро. Имеет фиксированный объектив 35мм. Первая камера серии была анонсирована спустя год после X1. В отличие, от Leica имеет встроенный гибридный видоискатель. Что с одной стороны хорошо, а с другой — увеличило размер камеры и вес. В кармане её носить уже затруднительно. Цветопередачу Fuji, по моим наблюдениям, у своих цифровых фотоаппаратов стремится по умолчанию делать нейтральной. На мой вкус, она слишком блеклая, тусклая, я бы сказал, несколько скучная. Хочется более ярких красок на фото. Но в фоторедакторах цвет можно накрутить.

Самые первые камеры этой серии покупать сейчас смысла, наверное, нет, а вот сэмплы с поздних моделей, например, Fuji x100t мне вполне понравились по детализации, чистоте цвета и качеству высоких ИСО. Словом, если в чём-то Leica X вас не устроила и хочется компакт в ретро стиле, можете присмотреться к Fuji.

Fuji X70 — камера, похожа на серию X100, только у неё установлен фиксированный объектив 28мм и отсутствует видоискатель. Более компактна.

Nikon Coolpix A — довольно редкая камера на российских фотобарахолках. Качество изображения весьма приличное. Вечерние кадры понравились даже больше дневных. Объектив 28mm хорошо подходит для съёмки архитектуры, людей, находясь в толпе, но для уличных портретов широковат. Учитывая, что я даже при 35мм фотографии часто кадрирую, с этого компакта ещё больше пришлось снимки обрезать. Поэтому я себе его не купил, но компакт интересный.

Sigma DP1, DP2, DP3 — ещё одна легендарная серия камер, которую отметили в своё время фотолюбители, стремящиеся держать в своём кармане качественный компакт. Мне ни одна из этих камер в руки не попадала, но судя по отзывам качество фото для мыльниц весьма неплохое, но фокусировка весьма слабая, для съёмки динамики не подходит, высокие ИСО тоже посредственные. Словом, всё подряд на неё снимать не получится. Также у многих экземпляров в итоге ломается шлейф. Чтобы этого не произошло, объектив нужно блокировать, чтобы не убирался. Для этого на Алиэкспресс покупали специальную детальку EFM 2.2. Fixed lens components Sigma, которая потом исчезла из продажи. Новый шлейф можно было купить там же.

Ricoh GR II — небольшая камера с хорошей картинкой. Объектив 28мм. Некоторые жалуются, что у этой камеры постепенно пыль оседает на матрицу. Судя по всему, пыль засасывает объектив выезжая. Он не снимается, поэтому самостоятельно почистить матрицу, не разбирая камеру, невозможно. Если надумаете её купить, не спутаете с Ricoh Digital GR II, эта старый фотоаппарат c маленькой матрицей и низким качеством изображения.

Canon PowerShot G7X Mark II — большой зум 24-100мм при диафрагме F/1.8-F/2.8. Неплохие высокие ИСО, хорошо вытягиваются тени и пересветы у фото в формате RAW. По цвету картина по умолчанию весьма заурядна, надо накручивать цвет в фоторедакторах. Словом, обычная рабочая лошадка.

Sony серия RX100 — мультикомбайн от Сони со множеством функций и зум-объективом (у 1 и 2 моделей — 28-100мм, у 3, 4, 5  моделей — 24-70мм, у 6 модели — 24-192мм, но минимальная диафрагма меньше — F/2,8, вместо F/1.8, как у первых пяти моделей серии). Эту камеру весьма любят те, кто снимает видеоблоги. Я смотрел примеры фото и видео в интернете — качество неплохое, но нет в этих цифромыльницах какой-то породистости, как у Leica или Fuji. Всё-таки стиль ретро, пусть даже для цифрового фотоаппарата, придаёт ему какой-то особый шарм.

Sony серии RX1 — компакт из гораздо более высокой ценовой категории. Может, лет через 5 он (как и Leica Q) будет стоить вменяемых денег, но пока, учитывая цену в 2 раза выше Leica X2 (от 60 тысяч рублей), конкурентом ей не является.

Panasonic серии LX — довольно заметная серия, клоны которой выходили как Leica D-Lux. Но мне показалась существенно слабее по картинке Leica X1.

Также альтернативой могут послужить компактные беззеркалки формата микры: Panasonic Lumix DC-GX800, Olympus Pen E-PL7, E-PL8 и др. Но меня исходники фотографий, сделанных ими, как-то не впечатлили и высокие ИСО у них слабые, хотя эта проблема решается светосильной оптикой.

Примеры фото

А теперь то, что обычно в обзорах смотрят в первую очередь — примеры фотографий. Выбрал кое-что из отснятого за годы пользования этими фотокамерами. Специально самые лучшие кадры не отбирал. А то бывает, что в обзоры добавят самые красивые кадры, выбрав их из множества посредственных и это искажает картину возможностей камеры. У меня же подборка точно отражает, как реально фотографируют Leica X1 и X2. Обратите особое внимание на вечерние кадры, качество для компакта очень высокое.

Можно было бы накрутить картинку покрасивее обработкой, но я предпочёл, подготавливая к публикации файлы из формата DNG, ограничиться минимальными манипуляциями ползунками в RAW-конверторе, чтобы показать картинку прямо из камеры. Но потенциал для постобработки у кадров большой.

Фото, сделанные на Leica X1.

1/50с, f/3,2, ISO 100

1/30с, f/2,8, ISO 2500

1/30с, f/2,8, ISO 400

1/30с, f/2,8, ISO 160

1/50с, f/2,8, ISO 100

1/30с, f/2,8, ISO 2000

1/80с, f/4, ISO 100

1/125с, f/4.5, ISO 100

1/30с, f/2.8, ISO 1600

1/30с, f/2.8, ISO 2000

1/60с, f/3.2, ISO 100

1/40с, f/2.8, ISO 100

1/30с, f/2.8, ISO 1000

1/60с, f/3.2, ISO 100

1/80с, f/3.5, ISO 100

1/80с, f/3.5, ISO 100

1/40с, f/2.8, ISO 100

1/60с, f/3.2, ISO 100

1/60с, f/3.2, ISO 100

1/30с, f/2,8, ISO 160

1/30с, f/2.8, ISO 1600

Фотографии, которые я сделал на Leica X2.

1/200с, f/5, ISO 100

1/60с, f/3.5, ISO 100

1/30с, f/2,8, ISO 800

1/250с, f/5, ISO 100

1/320с, f/4.5, ISO 100

1/30с, f/2,8, ISO 400

1/125с, f/2,8, ISO 1600

1/320с, f/5, ISO 100

1/30с, f/2,8, ISO 400

1/125с, f/2,8, ISO 6400

1/125с, f/2,8, ISO 6400

1/125с, f/2,8, ISO 6400

Вырезал кусочек без сжатия из предыдущего кадра. При ISO 6400 весьма хорошая детализация для цифромыльницы.