Цифровые камеры

Стоит ли покупать беззеркалки Sony? Мой опыт

27.10.2021

Маркетологи Sony по-прежнему ведут агрессивную политику, продолжая писать на форумах якобы от имени пользователей, что цифровые зеркалки уже прошлое, всем надо покупать их беззеркалки. На деле с продукцией этой фирмы всё далеко не так однозначно. Рассмотрим по пунктам спорные моменты, на которые я обратил внимание.

1) Про то, что зеркалки – это килограммы оборудования, от которых вы надорвёте спину, а беззеркалки Sony лёгкие – явное преувеличение. Я проводил уже измерения в статье с обзором А7 и A7M2 и объективы Sony весят больше зеркальных аналогов! А сами камеры Sony с полным кадром (серия A7) ненамного легче зеркалок, если мы не говорим про “вёдра” модели типа Nikon D3, которыми пользуется очень ограниченный круг фотографов.

Становится даже стыдно за мужчин, для которых лишние 200-300 грамм – это ужасные килограммы оборудования, которые тяжело таскать и от которых они надорвутся (при нынешней моде на походы в спортзал для накачки мускулов) на фоне множества увиденных женщин-фотографов с большими зеркалками и объективами, которые ни на что не жалуются. Такое ощущение, что такие мужчины ничего тяжелее шариковой ручки в руках в жизни не держали, раз бояться надорваться от лишних 300 грамм. Словом, несерьёзно всё это.

Можно было говорить о преимуществах беззеркалок Sony в плане размера, но не веса, если бы не здоровые объективы.

Рекламируя беззеркалки Sony, постоянно пишут, что они лёгкие, выдавая это за неоспоримое преимущество перед зеркалками. На деле с такими здоровыми объективами это далеко не так. Это не карманный вариант и руки даже ещё больше устают, т. к. объектив берёт весь вес на себя и всё время тянет вниз. Данный объектив ещё не самый большой у Sony.

2) Вместе с родными объективами беззеркалки Sony не имеют баланса в руках, т. к. объективы это фирмы часто увесистые стаканы, включая kit’овый 28-70, который прилагается к камере. Это не лёгкая дальномерная оптика Leica и не плёночные объективы Olympus Om. Хотя именно такого размеры объективы Sony для своих беззеркалок и должна делать. Лёгкая камера и совсем лёгкие объективы, а не облегченная камера и тяжёлые стёкла.

Если держаться за камеру Sony, её объектив тянет вниз. Первая камера A7 вообще была как дощечка, прикрученная к объективу, в фирме поняли свою ошибку и уже во второй версии фотоаппарата, A7M2, вес камеры немного нарастили. У зеркалок гораздо более сбалансирован вес в руках, это влияет ан удобство съёмки и усталость этих самых рук.

3) Объективы Sony стоят дороже зеркальных аналогов. И вообще эта фирма очень любит задирать цены на свою продукцию. Вы переплачиваете за то же самое. Заявления представителей Sony о том, что их объективы лучше всех, вызывает большие сомнения после просмотренных тестов и моего опыта использования некоторых из них.

4) Очень плохой фокус в ручном режиме (проверено для первого и второго поколения беззеркалок А7). Включаешь фокус-пикинг, вроде бы нужный объект обведён красным, а дома смотришь фото и видишь, что фокус не там, где тебе показывала камера на среднем и слабом значении фокус-пикинга. На максимальном же значении – всё заливает красным. В итоге помогает только лупа и то не всегда. На зеркалках я обычно точно попадаю в цель без всякого фокус-пикинга. Частично проблема решилась покупкой автофокусного переходника Techart, за который пришлось заплатить дополнительно 17 тысяч рублей.

5) Звук затвора у моделей А7, А7M2 и A7R громкий даже в режиме тихого затвора. А в обычном режиме фотоаппарат и вовсе грохочет, как трактор. Зеркалки тише фотографируют, а мыльницы так вообще практически беззвучные. Такое даже на форумах предположение возникло, что этот звук у Sony не механический, а через динамик просто пускают запись.

Люди на этот звук срабатывании затвора агрессивно реагируют в общественных местах – проверял неоднократно. Я думал, может, только у меня такие проблемы, но почитал форумы и увидел, что другие люди тоже на это жалуются.

Ни с одной камерой я не получал столько негатива от людей вокруг, даже не снимая их, а фотографируя совершенно другое. Доходило до смешного, знакомая спокойно в том же ЦУМе фотографировала (не на Sony) и никто ей ничего не сказал, в те же дни я только зашёл с беззеркалкой Sony и несколько кадров щёлкнул, так сразу на звук материализовался охранник рядом и стал запрещать снимать. Когда я рассказал своей знакомой об этом, она сильно удивилась такому повороту событий.

А уж сколько бдительных граждан пытались запрещать снимать просто какую-то улицу или каток. Такое ощущение, что этот звук беззеркалок Sony служит спусковым крючком, триггером, для агрессии к фотографу. Аналогично этот звук сослужит плохую службу не только уличным фотографам, но и фотографам-анималистам.

Я не понимаю, почему ни в одном из множества просмотренных мной обзоров на те же А7 и А7М2 на звук затвора никто не обращал внимание (в ряде видео-обзоров его заглушали наложенной в ролике музыкой), ведь раз камера лёгкая, значит она для того, чтобы её таскать с собой, а значит, снимать в общественных местах. По факту это невозможно делать, если мы говорим про стрит-фото – постоянно возникают конфликты и брать с собой эту камеру в город уже просто не хочется, несмотря на её небольшой размер с дальномерной оптикой, установленной через адаптер. Люди вокруг буквально ненавидят камеру от Sony, а когда я снимал на фотоаппараты Canon, Nikon, Leica такого не было. Я был буквально ошарашен такой реакцией. И что всех раздражает? – Звук затвора.

В некоторых моделях этот звук всё же можно отключить, например в A7S и А7SII (у них хуже автофокус и меньше разрешение кадра по сравнению с базовой серией A7), A7RII (не всем нужно такое большое разрешение у кадров и тяжёлые Raw’ы), также в третьем поколении беззеркалок Sony сделали возможность тихой съёмки, согласно обзорам. Но если собираетесь сэкономить и купить что-то из первых двух поколений – имейте этот момент в виду, он вас может неприятно удивить реакцией окружающих при съёмке в городе.

6) Меню в беззеркалках Sony сделано неудобно в плане интуитивного понимания, такое ощущение, что его пункты хаотично распиханы, названия ряда пунктов вообще ни о чём не говорят, а перевод меню на русский только усугубляет проблему. И это не только моё мнение, заграницей даже сторонние инструкции к камерам Sony пишут. Инструкция к инструкции от Sony. Говорят, даже инженеры Sony и то не могут сами с этим меню разобраться без инструкции.

Вообще, камеры Sony очень “сырые” и в интернете есть подробные статьи, где разбираются их проблемы с эргономикой, экраном, глюками и т. д. Что-то, конечно, в новых версиях камер А7 дорабатывают, но всё равно целые списки проблем. Я пишу о том, на что лично я обратил внимание в первую очередь, поэтому всё упоминать не буду. Например, я не занимаюсь астрофотографией, поэтому и не пишу, что из-за функции подавления шумов в камере А7 на снимках пропадает часть звёзд.

7) Оптичекий видоискатель отвратителен – ты видишь тот же экран, только в туннеле. Это не нормальный оптический видоискатель, как у зеркальный камер, а фикция. От него потом лично у меня болят глаза, поэтому я пользуюсь только экраном, как у мыльницы. Даже с учётом того, что экран поворачивается вверх, всё равно он не всегда удобен, а сверху монохромного монитора с параметарми съёмки, как у зеркалок, у беззеркалок Sony нет.

8) Дизайн – ощущение какой-то пластиковой дешёвки по сравнению с корпусом зеркалок не из эконом-сегмента. Серьёзно воспринимать как фотографа человека с беззеркалкой Sony сложно. Попадались в интернете жалобы ребят-фотографов с беззеркалками Sony на то, что они пишут девушкам, ища моделей, а их посылают, узнав на что они снимают и приходится буквально упрашивать на фотосъёмку. Конечно, если у тебя крутое портфолио, девушки сомневаться не будут и сразу согласятся на съёмку, а если ты только его нарабатываешь, то они пытаются понять, стоит ли с тобой иметь дело по тому, насколько твой фотоаппарат крут. На телефон или мыльницу их может и подружка сфоткать. Камеры Sony в этом плане не впечатляют. В тоже время для незаметной уличной съёмки этот фотоаппарат всё равно заметен и раздражающе действует на окружающих.

Особых положительных эмоций от съёмки камерами Sony не испытываешь, это просто технический прибор и не более, нет там того самого “тёплого лампового звука”. Какой-то бездушный корпоративный продукт-комбайн. В то время, как Canon, Nikon или та же Leica даже на тактильном уровне вызывают приятные ощущения. Ты только взял в руки камеру и тебе уже приятно её держать, есть какая-то преемственность от старых хороших плёночных камер. А тут как игрушка пластиковая в руках, которая стоит до фига денег.

Дизайн Sony так и не научились делать для своих беззеркалок. Это особенно странно, учитывая, что когда-то у этой фирмы были стильные мобильные телефоны, ноутбуки, даже цифровые мыльницы в 00-х у них были достаточно красивые. Название этой фирмы тогда ассоциировалось с отличным дизайном, их вещи были часто гораздо красивее, чем у конкурентов. Но, очевидно, массовыми волнами увольнений, которые прокатились по Sony во время кризисов, начиная с середины 00-х, всех хороших дизайнеров уволили.

Для меня дизайн беззеркалок Sony явно не соответствует премиум-фотоаппаратам. Это камеры среднего ценового диапазона, но не более. А их продают за офигенную цену, пытаясь её обосновать, при всех недостатках камеры, агрессивным маркетингом.

9) Фотографиям с беззеркалок Sony часто не хватает объёма по умолчанию. Изображение какое-то картонное. Нечто среднее между мыльницей и зеркалкой. Когда я покупал первую A7 и посмотрел что наснимал продавец с kit’овым объективом 28-70 – я просто не поверил своим глазам, качество фото было на уровне мобильника, обычной цифровой мыльницы. Даже прекрасные дальномерные объективы от Leica и Zeiss нельзя сказать, что вытягивают часто картинку на Sony A7 до уровня зеркалки.

Да, можно потом накрутить обработкой изображению объём, но из камеры обычно оно мне не нравится. У зеркалок же приятно смотреть фото сразу, как сбрасываешь на комп. Часто ещё на фото Sony получаются по умолчанию ядреные цвета, не хватает естественности, особенно это заметно при съёмке природы. Есть много сравнений с другими камерами в этом плане в интернете не в пользу Sony. Вывернуть на максимум контрастность и насыщенность цветов можно в фоторедакторе за 5 минут, а вот естественный кадр из ядрёного сделать гораздо сложнее, если вообще можно. Стиль картинки Sony напоминает стиль современных смартфонов, где изображение программно обрабатывается при создании внутренними неотключаемыми фильтрами, чтобы на выходе получить нечто в стиле Инстаграма.

Не стоит обольщаться красивыми фотографиями из проплаченных обзоров. Хотя порой даже по обзорам всё ясно с картинкой , которую создают беззеркалки Sony. При желании и на мобильник при ряде условий можно сделать фото по принципу “чтоб красиво вышло”. Я говорю о практике, когда ты снимаешь часто и в разных условиях, что ты получаешь на выходе, с чем приходится работать. А мне есть с чем сравнивать.

10) Ни у одной фотофирмы я не видел таких токсичных маркетологов и шизанутых фанатов, как у Sony. (В мире смартфонов аналог – айфоношизанутые.) Агрессивная стратегия продвижения своей продукции этой фирмой, проигравшей зеркальный рынок в 00-е, вызывает омерзение. Цифровой подразделение Olympus вело себя схоже, пытаясь впаривать свои посредственные беззеркалки за офигенный прайс агрессивной рекламой, но в 2020 году фирма объявила, что уходит с рынка фотокамер и больше её маркетологи не воняют.

Другие фирмы пытаются что-то дать фотографам, чтобы это привлекло людей к их продукции, у Sony абсолютно иная стратегия – поливать конкурентов дерьмом, оскорблять их продукцию, на деле выпуская свой абсолютно “сырой” продукт. Когда ты видишь в комментариях к обзорам зеркальных моделей очередного субъекта, который бьётся в истерике о том, что зеркалки уже прошлое, вы надорвётесь их таская, срочно надо всем покупать беззеркалки Sony и т. д., это вызывает только отвращение к этой фирме.

Ничего удивительного, что фирму Sony презирали многие фотографы ещё со времён, когда она купила Минолту. Помню забавную историю, как один фотограф в 00-е зашёл в магазин и купил там кофр Sony для своего объектива другой марки, т. к. других подходящих не было. Как только он вышел из магазина, то сразу сорвал с кофра бирку с логотипом и с отвращением выкинул со словами: “Ещё подумают, что на Sony фотографирую”. И обзорщики говорили, что с этой фирмой сложно работать – она требует только хвалить её продукцию.

Единственная причина, почему беззеркалку Sony серии A7 можно купить, это если у вас есть большой парк интересной плёночной оптики (например для Leica M), которая по рабочему отрезку не подходит для других камер и вам нужен полный кадр. На Sony A7 можно поставить практически что угодно, а автофокусный китайский адаптер Techart обеспечит вас ещё и автофокусировкой, годящийся для съёмки спокойных сцен.

Можно под конец коснуться и вопроса съёмки видео на камеры Sony вместо того, чтобы её продолжать сравнивать с зеркалками. Да, ряд видеографов использует беззеркалки Sony для создания видео и получают неплохой результат . Однако в этом плане у Sony есть мощный конкурент – беззеркалки Panasonic, которые предназначены в первую очередь именно для съёмки видео. Немало видеографов, сравнивая сони и панасоник, в итоге останавливались на последнем. У первых моделях A7, Sony даже кнопку видео делала сбоку глубоко утопленной и её было неудобно нажимать. Да, можно функцию видео повесить на другую кнопку, но это уже показывает, что фирма позиционирует свою продукцию в первую очередь именно как фотоаппараты, чтобы не сертифицировать как видеокамеры.

Кроме технических особенностей, о которых уже говорилось выше, для подобной продукции, выпускаемой на рынок, очень важная так называемая “одухотворённость”, которая достигается с помощью грамотной рекламы, созданной для бренда легенды и особенностей продуктов. У фотопродукции Sony, как говорится, нет души. Она не вызывает эмоций, воспоминаний, мечтаний. Старые плёночные легендарные камеры приятно даже просто с полки достать и в руках повертеть – получаешь незабываемые ощущения. С беззеркалками Sony такого нет. Такое ощущение, что современная продукция Sony предназначена для биороботов (корпоративных винтиков), а не живых людей. Это просто техническое устройство, а хочется чего-то большего от вещей, которые покупаешь.

При этом ценник на продукцию Sony далеко не демократичный и цены, в целом, выше, чем у фирм, выпускающих цифрозеркальную продукцию. Это маркетологи Sony пытаются объяснить преимуществом над конкурентами, но на деле у Sony далеко не идеальный продукт, а вовсе не “святой Грааль” для фотографов, хотя именно так его пытаются представить.

Продукцию Sony агрессивно рекламируют в интернете на форумах методом партизанского маркетинга такие персонажи, что по стилю их сообщений и навязчивому желанию впарить тебе продукцию Sony, складывается ощущение, что это конченные мудаки или просто зомби, которые уже попали в эту секту и действуют по принципу “Королевского жирафа”, описанного Марком Твеном в «Приключения Гекльберри Финна».

Ладно бы камеры Sony действительно были существенно лучше, чем у аналогичная продукция других фирм, но нет, по ряду параметров они даже хуже. Это камеры со своими плюсами и минусами, как и другие.

Маркетологи Sony зомбируют людей и надеются, к примеру, что никто не сравнит вес объективов и тестовые снимки, а просто поверит, что они гораздо легче и лучше, чем у других, или не обратит внимание, что вместо отличного оптического видоискателя в беззеркалках Sony стоит его бесполезный муляж и т. д. В данном случае всё рассчитано на каких-то совсем глупых людей, примерно тех же самых, что создают культ вокруг айфона и будут его покупать всегда только за логотип с надкусанным яблоком, обработанные агрессивным маркетингом. Это как секта, где люди не думают своей головой, а просто верят в любую чушь, которую им скажет гуру, в данном случае представители фирмы.

Покупать себе или нет продукцию Sony, каждый решает для себя сам, ведь у каждого человека свои критерии для отбора фотоаппарата, в статье выше я изложил свои соображения на этот счёт. Для уличной съёмки беззеркалки Sony первого и второго поколения мне не подошли, тут удобней снимать топовой мыльницей (например, тихой и карманной Leica X2) или смартфоном, а для съёмки в спокойной обстановке подойдёт любая камера, тут размер и вес не играет роли – поэтому, лично я возьму для таких целей более удобную для меня зеркалку. Вот и получается, что в большинстве случаев для беззеркалки Sony у меня просто нет применения. Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса, как говорится.

На данный момент я держу Sony a7M2 лишь для того, чтобы снимать иногда любимыми плёночными объективами через переходники, т. е. она у меня только ради стёкол других производителей. В этом плане можно поблагодарить Sony, что она дала возможность использовать на полном цифровом кадре плёночную оптику. Есть в планах заменить вторую на третью модель, чтобы хотя бы затвор громко не щёлкал, но учитывая высокие цены на неё на данный момент даже на вторичном рынке, я не тороплюсь с обновлением.