После того, как я освоился с мануальными переходниками, я решил приобрести автофокусный китайский переходник для объективов Leica – Techart PRO LM-EA7. На официальном сайте он стоит 379$, я же купил его в Москве с рук за 20 тысяч рублей (примерно те же деньги, если переводить доллары в рубли по сегодняшнему курсу). Как мне сказал один знакомый, узнав о покупке: “Переходник за 20 тысяч? Да у меня камера столько стоит!” Но что поделать, всё-таки динамику с ручной фокусировкой на Sony A7 снимать проблематично. Как я уже писал в её обзоре, всё время приходится вызывать лупу, контуры объектов выделяются лишь приблизительно.
Упаковка адаптера Techart Pro – обычная картонная коробка, но с магнитной застёжкой. Внутри краткая инструкция на английском и китайском языках.
Есть более дешёвый аналог – американская копия, Fotodiox Pro PRONTO, стоимостью 250$. Обычно китайцы копируют у других, но тут вышло наоборот. На Fotodiox Pro PRONTO устанавливаются прошивки с официального сайта Techart, есть видео с демонстрацией этого на Ютубе. Но я не стал рисковать, вдруг какие-то проблемы возникнут, например, не будут устанавливаться последующие прошивки. Хотя, скорее всего, этот переходник работал бы точно также, как и Techart.
Переходник Techart Pro рекомендуется к использованию со вторым поколением беззеркалок Sony серии A7. У меня нет уже камеры первого поколения, чтобы проверить, но по отзывам с ней фокусировка у этого адаптера хуже.
Techart PRO LM-EA7 – переходник хитрый. Просто так сразу накрутить его на камеру и пойти снимать не получится. Во-первых, если у вас не последняя для вашей модели Sony прошивка, стоит скачать с официального сайта приложение на телефон и запустить его. Затем нужно перевести камеру в режим А (приоритета диафрагмы) или M (ручной), установить диафрагму F90, сделать снимок и выключить камеру. После этого выбираем нужную версию прошивки в приложении и жмём Update. Весь процесс произойдёт по Bluetooth. Для а7 и а7м2 шестую версию прошивки сейчас ставить не нужно, согласно официальному сайту, достаточно пятой.
Теперь нужно сообщить камере информацию о фокусном расстоянии объектива. Устанавливаем в том же режиме А или M диафрагму в камере согласно приведённой в инструкции таблице и делаем кадр. После этого прошлый владелец переходника советовал мне выключить камеру и снова включить, но в инструкции о необходимости выключения ни слова. Открываем полностью диафрагму в камере до f/2.0 и начинаем снимать. Дальнейшее управление диафрагмой происходит с помощью кольца на объективе.
Эта система не слишком удобна, т. к. нужно помнить какому значению фокусного какая диафрагма соответствует. Недавно я поехал на съёмку, взяв с собой переходник Techart и совершенно забыл о необходимости его точной настройки при смене объектива. Нужно производить съёмку, а у меня фокусировка всё время промахивается. Методом тыка и экспериментов я заставил объективы, взятые с собой, как-то работать. В итоге отснял много бракованных кадров. Лучше бы, конечно, настройка переходника под объектив производилась через установленное приложение в камере.
Для владельцев телефонов на Android существует некоторое решение проблемы с помощью приложения 831-LM-EA7-Config, которое можно скачать с официального сайта Techart. С помощью него можно сделать привязку к имеющимся значениям диафрагмы в камере (от F11 до F32) фокусных расстояний (от 8мм до 300мм) в нужном вам порядке. К примеру на F11 “посадить” объектив 21мм, на F13 – 50мм, а на F14 – 200мм.
Кроме фокусного расстояния можно также установить в приложении максимальную диафрагму своего объектива (от F1.0 до F8.0) и переход в режим ручной фокусировки (по умолчанию в самую ближнюю позицию и на бесконечность).
Процедура привязки такая же, как и в случае с прошивкой. Запускаете приложение, устанавливаете нужные значения. Включаете камеру, выбираете там диафрагму F90, делаете снимок, выключаете камеру. После этого жмёте на “CONFIG” в приложении.
Переход фокусировки в ручной режим можно сделать и другим способом – присвоив эту функцию кнопке камеры через меню. Шестерёнка > Парам.польз.клав. И там выбираете рядом с нужной кнопкой – Перекл. реж.AF/MF.
Я рекомендую это сделать, т. к. порой адаптер тупит с фокусировкой и кадр уходит. В таком случае я по привычке ищу под объективом на камере рычажок AF-MF, к которому привык на зеркалках Nikon – а его у беззеркалок Sony нет!
Как мы видим, настройка переходника Techart Pro сделана довольно мудрёно. Явно управление делал классический технарь. Вспоминается история, как один такой индивидуум, сидя в поддержке, злился, что тупые пользователи не понимают его мануалы, а потом, оставив работу, спустя время зашёл на сайт и сам не смог разобраться в том, что написал для других.
То же самое и с Techart, вроде бы адаптер работает, есть сайт, выходят официальные обновления, но остаётся ощущение какого-то сырого, недоработанного продукта, который уже ни один год словно остаётся в версии демо. Тем не менее, спасибо, что сделали хоть такой вариант.
На тыловой стороне Techart PRO расположены контакты для соединения с камерой. Автофокусировку даже изначально мануальной оптики переходник осуществляет с помощью перемещения всего объектива вперёд или назад.
Теперь перейдём к самой работе адаптера. Моторчик у него не ультразвуковой, поэтому жужжит, как старые автофокусные объективы. Но окружающие не так обращают на это внимание, как на хлопки затвора Sony A7. В данном случае стоит только помнить, что это жужжание записывается камерой при съёмке видео. В тишине, наверное, даже выносной микрофон может это ж-ж-ж-ж уловить.
Впрочем, при работе с видео автофокус Techart работает весьма посредственно, часто елозит туда-сюда и нужно порой вовремя успеть снять палец со спусковой кнопки, чтобы поймать чёткость картинки. Поэтому я бы этот переходник в нынешнем виде рекомендовал использовать только для фото – с этим ситуация лучше в разы.
Не могу сказать, что фокус во время фотографирования цепляет объекты практически всегда, но процент попадания днём весьма неплохой. Вечером и при недостатке освещения может начать капризничать. Иногда, бывает, ездит туда-сюда, иногда даёт сделать кадр, но он оказывается не резким.
Видео со звуком мотора фокусировки Techart PRO.
Если ход фокусировочного кольца длинный, то моторчику в адаптере может не хватить сил дотянуть объектив до нужного значения, в таком случае нужно помогать руками – сдвигать кольцо в сторону бесконечности или, наоборот, ближней дистанции. Рекомендуемый вес объектива для корректной работы адаптера до 700 грамм.
При съёмке можно установить разные режимы автофокусировки – широкая, по центру и по пятну. В последнем случае можно самому задать размер пятна (S, M или L) и место фокусировки, передвигая курсор по экрану с помощью кнопок (сенсорного экрана в Sony A7 и A7M2 нет).
Стоит упомянуть ещё об одной конструктивной особенности адаптера Techart Pro – из-за выпирающего ниже камеры моторного блока при установке её на ровную поверхность объектив задран вверх. Этот может вызвать сложности у тех, кто использует вместо штатива подручные поверхности. К примеру, я порой ставил камеру на скамейки, ограждения набережной и перила мостов, когда фотографировал на длинных выдержках вечером. В данном случае нужно что-то подкладывать под камеру сзади для выравнивания.
Идеальным автофокусным переходником я Techart PRO LM-EA7 не назову, но всё же он работает и весьма облегчает съёмку репортажей. Больше удручает не его качество, а стоимость. Всё-таки для России с нынешним курсом доллара 379$ это слишком высокая цена за переходник для рядового фотолюбителя.
К Techart PRO можно докупить дополнительные переходники-кольца, чтобы снимать на объекивы не только фирмы Leica, но и других производителей. Стоят они на официальном сайте дороговато, от 70$ и выше. Есть более дешёвые варианты от других производителей, но тут существуют определённые сложности с конструкцией адаптера. Так, например, переходник от K&F и ряд других сделаны так, что упираются в корпус и препятствуют фокусировке. В интернете мне попадалась статья, где один китайский фотограф показывал, как можно это исправить. Он снял пластмассовый выступ адаптера спереди, закрыв механизм плотной бумагой. Потом заклеил сверху бумагу изолентой и закрепил конструкцию канцелярским зажимом. Но мало того, что получилось не эстетично, так ещё и не слишком удобно.
Поэтому я стал искать другой вариант – такое переходное кольцо, которое точно заботало бы с Techart Pro. В итоге на Ebay обнаружил за 20$ переходник Fotomix. Он подошёл просто идеально и теперь я могу с Techart ещё использовать оптику Olympus Zuiko. Так что могу рекомендовать.
Под конец скажу, что возню с переходниками и сторонними линзами имеет смысл затевать при наличии компактной оптики. Так я могу с собой взять запросто 3 компактных объектива от тех дальномерок, просто рассовав их по карманам и на месте съёмки уже их менять по ходу. Также этот вариант вполне подойдёт для граждан зуйкофилов и лейкофилов и тех, кто хочет побаловаться с дедушкиными объективами.
Использовать же большой тяжелый зеркальный объектив с маленькой лёгкой беззеркалкой не слишком удобно. К тому же автофокусировка через Techart проигрывает родной в зеркальных камерах. Для стёкол Cаnon под Sony, правда, есть ещё другие переходники, например от Metabones. Но опять же из-за большого размера зеркальных объективов я не вижу смысла в их использовании с беззеркалкой, если только объектив не уникален.
Хотя, конечно, возникает и вопрос цены, тётка Сони очень любит задирать цены, в том числе на фирменные объективы. Порой её ценник абсолютно невменяем по сравнению с аналогами у конкурентов. Но если мы говорим про фотографию, а не видео, по-моему, лучше для зеркальных объективов купить зеркалку. Эргономика будет лучше и автофокус.