Выставки

Выставка «Василий Поленов» в Третьяковской галерее

31.10.2019

Прошёл почти год после моего посещения выставки картин Архипа Куинджи в Третьяковской галерее. Тогда у меня сложилось от неё далеко не позитивное ощущение и я писал, что в ближайшее время в Третьяковку больше не собираюсь. Тем не менее, когда открылась выставка картин Василия Дмитриевича Поленова, я решил на неё сходить. Не то чтобы я был горячим поклонником его творчества, просто в этот раз она проходила на Крымском валу, а я в этом здании никогда не был и захотелось осмотреть его внутри.

Несмотря на то, что был полдень буднего дня, на выставке оказалось много народа. Первый зал сразу же привлекает внимание красивыми лирическими пейзажами художника, ставшими его визитной карточкой. Можно смело утверждать, что там собраны одни из наиболее интересных его работ.

После следуют залы с иллюстрациями для спектаклей, архитектурными чертежами и работами учеников. Материал для изучения на ходу весьма непростой. Когда я там фотографировал, одна тётенька пожаловалась, что все фотографируют, создают сутолоку, смотреть ей нормально не дают. Дескать, надо не фотографировать, а изучать путь художника. «Вы хоть на фотоаппарат фотографируете, а другие на мобильники. Какое там качество», — сказала она мне.

Честно говоря, я не представляю, как можно вобрать в себя такой материал с кучей небольших работ и текстов, написанных сухим официальным языком. Я осматривал выставку три с половиной часа. Сначала прошёл один круг с фотоаппаратом, потом без него. В итоге составил только общее впечатление о крупных картинах, практически пропустив все тексты и работы маленького формата. Чтобы впитать в себя всё, надо неделю выставку посещать в спокойной обстановке, а лучше такой материал изучать в формате книги.

Есть известный синдром пресыщения историческими шедеврами, который возникает у туристов в Риме, когда спустя какое-то время их мозг уже просто перестаёт воспринимать произведения искусства. Профессиональные искусствоведы в данном случае советуют идти смотреть в музей какую-то конкретную картину и на ней сосредоточить основное внимание.

Поэтому когда люди фотографируют на мобильник это кажется нелогичным, учитывая наличие репродукций в интернете и низкое качество съемки мобильной камерой, но это помогает им хоть как-то упорядочить тот массив информации, с которым они сталкиваются.

Уверен, что если на выходе с выставки брать у её посетителей интервью о том, что они вынесли в плане впечатлений, то большинство отделалось бы общими словами. Тут надо предварительно разбираться в материале, быть подготовленным. Многие же ходят скорее просто отметиться, «окультуриться».

Схематичный план экспозиции картин выставки.

Планировка залов немного запутанная. Само по себе здание с улицы кажется массивным, но значительную площадь занимает фойе и лестница, а залы — маленькие каморки, не считая одного большого. Я схематично изобразил, как располагаются картины в залах по темам.

После иллюстраций к спектаклям можно посмотреть зал с работами учеников Поленова, Василий Дмитриевич занимался преподавательской деятельностью и у него училось много художников, прославившихся потом. В том числе: Левитан, Коровин, Борисов-Мусатов и другие. У самого Поленова часто мазок нечёткий с тяготением к импрессионизму и у его учеников прослеживаются те же тенденции в живописи.

Несколько залов, посвящены двум путешествиям Поленова на Ближний Восток (в 1881-1882 и 1899 годах) и евангельской теме. Картины неплохие, но я на библейскую тематику видел уже немало сюжетов в самых разных вариациях, поэтому не могу сказать, что меня этот материал сильно впечатлил. Выделил для себя, пожалуй, только самую большую картину «Христос и грешница», где мужик едет на осле прямо на зрителя.

Ещё в двух небольших залах собраны пейзажи. Есть приятные среди них, но без сильного воздействия на зрителя. Всё-таки картины из первого зала мне понравились больше. Впрочем, я посмотрел фото в интернете из дома-музея Поленова, там эти картины как-то смотрятся уютней и гармоничней, чем на голых стенах Третьяковки. Поэтому тут восприятие зависит ещё, конечно, от антуража, в котором рассматриваешь картины. Те пейзажи, которые на выставке мне показались проходными, при просмотре фотографий в интернете, сделанных в доме-музее в Поленово, произвели более приятное впечатление.

На втором этаже разместили в полутьме разные бумаги, относящиеся к жизни Василия Дмитриевича. Когда я увидел его фотографию в старости, что-то мне стало совсем тоскливо. Как и в прошлый раз возникло ощущение, что имеешь дело не с живым искусством, прошедшим сквозь века, а с какой-то окаменелой, поросшей мхом глыбой.

Каждые полтора часа проходил сеанс с диорамой. Пока я его ждал, произошло любопытное происшествие. Одна женщина подошла сбоку прочитать текст на стене поближе, на что другая с дочкой заверещала, что она мешает её ребенку смотреть. Когда та ответила, что плохо видит, мамаша сердито отрезала: «Очки надо одевать!» Меня это посмешило. Даже не знаю, откуда берутся такие люди, которые считают, что выставка организована персонально для них и всё должно быть согласно их желаниям. Самое интересное, её дочери-подростку, по-моему, совсем это было неинтересно. Много детей смотрели с увлечением картины, фотографировали, а у неё было совершенно отсутствующее выражение лица, когда она по выставке ходила «хвостиком» за матерью, которая пыталась ей что-то показать.

Диорама мне понравилась, её сеанс девушка хорошо провела, она, пожалуй, единственная сотрудница выставки, от которой исходил позитив. Я полтора часа погулял по залам, чтобы ещё раз посмотреть и сделать видеозапись диорамы получше, заранее заняв место впереди.

Обстановку, в которой я очутился на выставке, не назову доброжелательной, как для фотографа, так вообще для посетителя. Я был в доме Васнецова и на выставке «Сокровища России» в Манеже, там мне атмосфера понравилась больше. Когда уже уходил с этой выставки, встретил одного фотографа, судя по его выражению лица, наши ощущения от происходящего вокруг совпали. Ещё меня позабавили смотрительницы, которые соскочив со стула пулей убегали, только увидев меня с фотоаппаратом. То ли им запрещают сидеть на стуле, то ли это у них повальная фотофобия.

Подводя итог, скажу, что на меня хорошее впечатление произвёл зал в начале выставки, несколько картин к концу и диорама с рассказом девушки.

Честно говоря, не вижу особого смысла для себя в походах на такие мероприятия, т. к. изучать текстовой материал по творчеству художника лучше дома в спокойной обстановке, а не среди толпы. Что касается картин, я не специалист, чтобы какие-то нюансы вживую разглядывать, мне хватает качественной репродукции или видеообзора от самой Третьяковки.

Казалось бы в Третьяковской галерее висят такие шедевры живописи, оттуда человек должен уходить в приподнятом душевной состоянии, но посещение этих выставок мне никогда почему-то не приносило радости, не только сейчас, но и раньше. Атмосфера там какая-то нехорошая, не вдохновляющая, а чего-то замшелого, бездушного, неживого, в отличие от ряда других музеев. Ощущение, я бы сказал, какой-то унылой и враждебной среды, гиблого места. Это я как посетитель оцениваю, а для фотографа это ощущение только усиливается. И всё это за не такие уж маленькие деньги — 600 рублей стоит взрослый билет сейчас на выставку. Рублей 200-300 ещё было бы не так жалко, чтобы зайти, пройтись и выйти.

Что касается мнение о Поленове, то, судя по просмотренному материалу, это добротный художник средней руки. Есть художники типа Шишкина, Айвазовского, смотришь и сразу понимаешь, что творил гений. А тут ощущение — старательный середняк. Если бы он побольше интересных лирических пейзажей с людьми написал (кстати, не все его известные картины попали на выставку), то, возможно, сильнее смотрелась бы выставка, а так он потратил кучу времени на архитектурные и театральные эскизы, музыку, а также евангельские сюжеты, которые даже в его время были уже избитой темой, перепаханной вдоль и поперёк множеством авторов. Смотришь и думаешь: где-то я уже это видел. Не возникает от таких картин ощущения новизны и индивидуальности автора.

Лично я вряд ли пойду в ближайшее время на подобные мероприятия Третьяковской галереи, не нравится ни организация, ни атмосфера. Может, если бы я вечером пришёл, когда больше молодёжи, более непринуждённой была бы атмосфера, но тогда, наверное, там вообще не протолкнуться в таких маленьких залах.

На фотографиях отразил обстановку выставки, как публика реагировала на картины. У меня впечатления средние, без восторга, но и без негатива ушёл оттуда. Обошлось без открытых конфликтов. Впрочем, я, ощущая не слишком приятную атмосферу, особенно и не лез никуда с фотоаппаратом. Когда обработал материал, даже удивился, что такой подробный рассказ получился.

На первом этаже разместилась раздевалка, магазин сувениров, кафе и туалет. Чтобы попасть на выставку, надо подняться на второй этаж.

При входе посетителей встречает одна из самых известных картин художника — «Московский дворик».

Первоначальный вариант картины московского дворика, написанный с натуры в арбатском переулке, был без людей и лошади. Посчитав, что сюжет перспективен, но композиция получилась бедновата, художник перерисовал картину через год в 1878 году. Это вид из окна квартиры художника, в которой он поселился, переехав в Москву. Дома, в котором жил Поленов, уже больше нет. Он находился на углу Дурновского и Трубниковского переулков. В письме Чижову Поленов сообщает его адрес: «Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Бауигартен».

Картина «Заросший пруд». Вдалеке на скамейке сидит молодая женщина. У художника есть ещё вариант картины, где она стоит на берегу, но на выставке его нет.

Портрет Василия Поленова кисти Николая Кузнецова. Так художник выглядел в 44 года, в 1888 году. Уже не молод, но ещё не стар.

Портреты Поленов писал не часто, но мастерство для них имелось. Портрет И. Е. Репина, написанный им в 1879 году получился весьма неплохим. Он на нём похож на мушкетёра. Поленов и Репин познакомились во время обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге и на протяжении всей жизни сохраняли дружеские отношения. Репин также написал портрет Поленова.

— Какой мужчина, олигарх! ( Перед картиной „Право первой ночи“).

Было ли действительно повсеместно в Европе такое право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности, или нет, достоверно неизвестно. В Африке и Южной Америке подобные обычаи существовали, когда первую ночь с девственницей проводил вождь или колдун.

У Поленова на картине изображена данная ситуация в негативном ключе, но она не столь однозначна. Женщины в старые времена не ограничивались одним ребёнком, как многие семьи сейчас. После оплодотворения сильным и высокостатусным самцом, у женщины появлялся первенец с хорошими генами. А после уже муж мог делать с ней своих детей. К тому же вождь мог скрыть позор девушки, если она не девственна (раньше подобное было важно, это при нынешней распущенности нравов перед браком принято вести беспорядочную половую жизнь, по-собачьи) и обучить её премудростям секса, ведь её муж мог и оплошать, не зная что делать, если у него не было опыта.

«Стрекоза». Лето красное пропела…

Женщин всех возрастов взволновал арест гугенотки. На полотне изображен арест графини д’Этремон.

В массовое сознание внедрена мысль, что гугеноты хотели всего-навсего «религиозного равноправия», а злые католики им отказывали и за это убивали. На самом деле новая религия являлась всего лишь инструментом борьбы за власть. Гугеноты хотели, чтобы в их городах действовали свои законы, своя администрация и своя денежная система, а оказавшиеся на этой территории католики попросту не имели права исповедовать свою веру ни открыто, ни тайно. То есть, по сути, гугеноты хотели иметь отдельное государство внутри государства. Также они приглашали себе в помощь иностранные войска (англичан и немцев-протестантов), обещая уступки за счёт королевства.

Широко известна Варфоломеевская ночь как кровавое преступление, совершенное католиками. Но за много лет гражданских войн протестанты много раз устраивали аналогичные мероприятия в отношении католиков, убивая их без разбора. К примеру, в 1569 году, гугеноты устроили резню в Ниме. А в 1566 году, в Валансьене: «…гугеноты врывались в церкви. Они срывали изображения святых, рушили распятия, органы, алтари…». Было и ещё много аналогичных историй. Кроме этого незадолго до Варфоломеевой ночи дворяне-протестанты планировали захват Парижа, взятие Лувра, арест короля и Екатерины Медичи. Обычную борьбу за власть представили так, что людей якобы обижают за веру.

Протестантизм вообще это далеко не безобидная штучка. В этом течении множество разных сект. Под этой вывеской, если разбираться в концепциях, фактически скрывается перекрашенный иудаизм, который в талмудическом толковании является антихристианством, т. е. сатанизмом. В интернете есть неплохая статья на тему «Протестантизм и иудаизм: диалектика взаимных отношений» из книги Валентина Катасонова «Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма» и ряд других материалов на тему для интересующихся.

Разумеется, Поленов об этом понятия не имел, судя по настроению сюжета картины, где он явно симпатизирует графине. Он был художник, а не историк, тем более находился под влиянием либеральных кругов, в которых варился.

Ещё одна картина Поленова, которая мне понравилась — «Старая мельница», написанная в 1880 году. На фоне мельницы на берегу сидит крестьянский мальчик и удит рыбу. Сюжет прост, но есть в нём какое-то очарование, как и в «Московском дворике».

Брестовец. Вернувшись из Европы в Россию в 1876 году, Поленов отправился на сербско-черногоро-турецкую войну в качестве художника для создания рисунков в газеты. Детали у этой панорамы выписаны весьма неплохо.

Есть картины, которые размешены скорее просто для заполнения стен и создания общего фона, смотришь — ничего особенного, такое и у другого художника могло быть.

Архитектурные зарисовки Поленова. После зала с одними из самыми ярких работ тут уже интерес у меня несколько упал к представленным картинам.

Периодически на выставке мне встречались экраны с информацией.

Я не стал подробно изучать тексты, информации и в интернете хватает. Тем более написаны они обычно сухим и выхолощенным языком.

Детство и юность художника прошли в Олонецкой губернии на берегах реки Ояти. Ему была близка поэзия северного деревянного зодчества и он мечтал о его возрождении.

Девчонки читают статью Поленова: «Указания для деревенского театра». Василий Дмитриевич увлёкся театром во время поездки в Европу и даже принимал участие в спектакле в качестве актёра в домашних постановках.

В предреволюционную пору в дом Поленова пришла делегация из крестьян, попросить костюмы для местного спектакля, пьесы из «римской жизни». Дочь сказала Василию Дмитриевичу, что отданные костюмы могут не вернуться. «Давай всё! – громко и решительно сказал он. — Это лучше погрома!»

«Какие же вам костюмы?» — «Побольше красного и побольше «ножичков» — нарядить покрасивее!». При виде костюмов глаза их загорелись. Они быстро начали сворачивать всё подряд. Получились громадные тяжёлые узлы. «Вы их оставьте и приезжайте завтра на лошади. Куда же тащить такую тяжесть?». – «Нет, дотащим!». Им казалось, что это несбыточный сон, и вдруг да мы передумаем и не отдадим узлы!

За «ножичками» пошли в кабинет Поленова к собранию старинного оружия, вывезенного им с турецкой войны 1876–1878 годов. Радость была велика, но и тяжесть ещё намного увеличилась. Однако пришедшие ничего не оставили и всё захватили с собой.

«Скачать Поленова в сторис» — смотришь на такое и хочется воскликнуть: «Боже ты мой, во что превращают русский язык!» Достаточно почитать старые письма, чтобы понять, что сейчас людей пытаются заставить говорить на языке Эллочки-людоедки.

Стена с основными вехами жизни художника.

В здании Третьяковки в Лаврушинском переулке мне больше понравилось, как такая стена организована. Там можно со второго этажа смотреть на неё. Здесь же издали видно плохо, а если подходишь ближе, начинаешь уже мешать другим. Поэтому я не стал изучать эти материалы, напрягая глаза. Сфотографировал, чтобы дома посмотреть.

Занимаясь архитектурой, Поленов сам спроектировал свою усадьбу на берегу Оки. Всего в усадьбе по его проекту и при непосредственном участии было выстроено 14 зданий.

Искусство не терпит суеты. Это процесс интимный, в Третьяковке же на выставках обычно всегда многолюдно. Контингент, который я встретил, был преимущественно женским.

В этот раз люди у картин не фотографировались, только этот мальчик.

Свои силы художник пробовал и в музыке, это его партитура к постановке «Призраки Эллады». При этом он сокрушался: «Вот если бы научиться так, как Бах, писать, так абстрактно и так возвышенно, отвлеченно, без этих житейских мелочей».

«Живопись я называю моей духовной жизнью, а музыку моей высшей любовью. Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страдания, музыка только первое; оно и понятно — в живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни», — делился своими переживаниями Василий Дмитриевич.

Конечно, с одной стороны можно сказать, что Поленов был разносторонним человеком, но с другой — каждое такое занятия всё-таки отнимало у него силы и время от основного. Когда человек, кроме занятий живописью, работает в театре, занимается архитектурой, музыкой и ещё чем-то (Поленов был также студентом юридического факультета в университете, писал диссертацию и сдавал экзамены), то распыляется.

В итоге в каждом из таких занятий будут те, кто гораздо лучше его, т. к. по настоящему больших высот человек при должных способностях добивается в каком-то деле, когда все свои силы направляет в одну точку. Поэтому это всё так, багатель, т. е. безделушка. Был у Льва Толстого друг — Леопольд Сулержицкий, на все руки мастер, везде по чуть-чуть и кто его теперь знает?

В 1906 году состоялась премьера оперы «Призраки Эллады» по пьесе, которую написал  знаменитый российский меценат Савва Мамонтов. Поленов создал для неё декорации, эскизы костюмов, музыку. Он также руководил постановкой. После он продолжил развитие темы в живописи, сделав несколько вариантов этой картины.

Один из рисунков Поленова тушью на бумаге. «Мальчик-подмастерье». 1888 год.

Сюрреализм. Освещение на выставке сделано не слишком удачно. Тени от посетителей ложатся на полотна, некоторые картины выглядят из-за неудачной подсветки блеклыми.

Училище живописи на Мясницкой, где преподавал Василий Дмитриевич.

Рукопись Поленова «Руководство к изучению линейной перспективы». Это наглядное пособие он составил для своих учеников.

Василий Дмитриевич возглавил пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества после ухода А. К. Саврасова. Для своих учеников он устраивал в снимаемом им тогда двухэтажном особняке в Кривоколенном переулке воскресные рисовальные вечера, где молодые художники  исполняли наброски и этюды с позировавших натурщиков, или рисовали друг с друга.

«У Поленова в большой комнате, — писал К. А. Коровин, —  было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Всё это он привёз с Востока. Это всё было так непохоже на нашу бедность. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве бы велик и резок».

Хотя сам Поленов импрессионистом не был, но после поездки в Европу он занялся колористическим поиском и увлёк этим своих учеников. От Василия Дмитриевича студенты впервые услышали о французских импрессионистах, познакомились по фотографиям с картинами современных зарубежных мастеров и по рекомендации учителя имели возможность увидеть коллекции западноевропейского искусства С. М. Третьякова и  М. П. Боткина. У кого-то из учеников влияния импрессионизма проступает ярче, как на этой картине Сапунова Н. Н. «Цветущие яблони», у кого в меньшей степени, но оно ощущается у многих работ в этом зале.

Маленькая, но интересная картина кисти С. В. Малютина «В гостях у соседки». Тут можно многое представить. Кавалер пришёл на свидание к соседней девушке, а она стесняется. Или соседка, прислонившись к дому, рассказывает ему о чём-то (например, о своих проблемах или мечтах), задумавшись.

Как учитель Василий Дмитриевич обращал внимание прежде всего на технику живописи. Художник Василий Мешков, вспоминал: «Поленов как бы открыл окно и показал свет в живописи. Он учил, как смотреть натуру и как подходить к ней, как писать, объясняя отношения».

Фотография членов Московского товарищества художников. Слева направо стоят: Н. В. Завьялов, В. Н. Мешков, А. И. Чирков, Н. С. Ульянов, В. И. Комаров, В. Э. Борисов-Мусатов, Ф. И. Рерберг; сидят: М. И. Шестеркин, В. Д. Поленов, С. И. Мамонтов, Я. Я. Калиниченко, И. Г. Гугунава. Начало 1900-х.

Артефакты профессорской деятельности Поленова.

Картины учеников Поленова на вставке неплохие, но не поражающие воображение.

Всего на выставке представлено более 150 произведений из собраний 16 российских музеев и частных коллекций, охватывающие разные периоды и мотивы творчества художника. У одной картины в этом зале немолодой мужчина стал объяснять своей спутнице, очевидно, супруге, что Поленов тут неправильно нарисовал, надо было мягче краски делать, тогда было бы нормально. Я едва сдержался, чтобы не засмеяться, стоя рядом. Как же многие любят себя показать. Раньше я думал, что такие специалисты по всем вопросам в интернете только обитают, оказывается, они и в реальной жизни есть.

Смотря на пейзажи Поленова, понимаешь, откуда выросло творчество его ученика Исаака Левитана.

«Больная». Эту картину Василий Дмитриевич написал в 1886 году, потрясённый смертью от кори своей возлюбленной Марии Оболенской. Люди рядом с ней не задерживаются. Рядом висит маленький вариант картины — он ещё мрачнее.

«Берёзовая роща»- ещё одна картина, которая меня заинтересовала. Она висела рядом с «Больной» в зале с пейзажами. Я сначала не мог понять, почему её разместили здесь, а не в первом зале, где другие пейзажи с мальчиками.

Потом я всмотрелся в лицо ребёнка — до чего же оно сердитое. В американских фильмах ужасов есть сюжеты с детьми, в которых вселилась некая демоническая сила («Омен», «Деревня проклятых» и др.), вот эта картина прямо на такую тему. Ярко освещенная берёзовая аллея и в конце её в зарослях стоят сердитые дети и смотрят на зрителя. Так что рядом с мрачной «Больной» она в тему.

На другой стене в этом зале я нашёл ещё одну интересную картину, достойную, на мой взгляд, первого зала — «Пруд в Абрамцеве». 1881 год. Картина с лирическим настроением.

Когда второй раз осматривал выставку, немного снимал на мобильник. На него смотрительницы уже не реагировали.

«Христос воскрешает дочь Иаира». За эту работу Поленов получил большую золотую медаль в «Императорской академии художеств».

Это была наивысшая награда для учащихся Академии за дипломную работу. Её присуждение давало право награждённым на заграничное пенсионерство — поездку от трёх до шести лет за границу для усовершенствования навыков за счет Академии художеств. В 1872 году Поленов отправился в Европу, посетив Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь и Париж.

Дети развлекаются. Втроём уселись на одном стуле.

Женщина справа объясняет своей знакомой, как евреи в Израиле развивают туризм на Мёртвом море: «всё там отстроили».

Во время двух своих путешествий на Ближний Восток Поленов побывал в Константинополе, Египте, Сирии, Бейруте и Палестине. За первое путешествие он не сумел собрать достаточно материала для всех задуманных евангельских сюжетов, пришлось ехать второй раз, чтобы посетить места, связанные с биографией Иисуса: Иерусалим, Сихем, Назарет, Тивериада, Мёртвое море.

Перед картиной «Христос среди учителей». Есть разные теории про то, кто же учил Христа, например, что он обучался у египетских жрецов.

Вид из большого зала на малый.

Такие картины, проходные зарисовки видов, могли быть у любого другого художника. В этом зале они скорее просто создают общий фон.

Некоторые из картин висели очень низко, посетителям приходилось нагибаться, чтобы их рассмотреть.

Христос мечтает на горе. Картина так и называется «Мечты (На горе)». Здесь он выглядит обычным земным человеком без типичного для религиозных картин пафоса.

Ученик Поленова, Татевосян, в своих воспоминаниях поведал, что во время второго путешествия на Ближний Восток «Василий Дмитриевич был молчалив, так как был погружён в свои мысли и планы — поэтому, вероятно, и не был разговорчив. Восторженность его проявилась у стен иерусалимских, и с трогательным сочувствием он говорил, что гонимые евреи все же находят утешение в стенаниях и молитве у стены Иродовой (небольшой кусок им предоставлен)…».

Тут можно только улыбнуться от такой чистой наивности мэтра живописи. Видно, он не был знаком с концепциями талмудического иудаизма тех самых «гонимых евреев». Вкратце, концепция еврейских мудрецов объявляет евреев высшим богоизбранным народом, соответственно другие народы сравниваются с животными, они стоят ниже, у них животная душа.

В старой Европе религиозные книги иудеев уничтожали, как антиморальные и тогда они решили пересказывать спорные места в своих учениях устно, что некоторые, как раввин Булочник, делают на Ютубе. Любопытно послушать, особенно про ожидание иудеями уже несколько тысяч лет мессии из ада — Машиаха, мирового царя, который даст им все богатства мира («всё золото и серебро»), поработив остальные народы («по 2800 рабов каждому правоверному иудею»).

Поэтому Христос далеко не случайно в евангелии называет иудеев, отказавшихся покаяться, детьми дьявола. До сих пор они его ненавидят за то, что он вытряхнул наизнанку всё их грязное бельё. В современном Израиле религия иудаизма не отделена от государства, за разговоры о христианстве в уголовном кодексе предусмотрены штраф, а для проповедников — тюрьма. Даже дети в начальной школе на доске вместо плюса пишут другой знак, перевёрнутую Т, чтобы не рисовать крест.

Хотя, вот так думаешь, познай Василий Дмитриевич этот вопрос более глубоко, вряд ли смог бы писать свои картины в такой достаточно лёгкой манере: от былого оптимизма не осталось бы и следа. Такие творческие люди живут в своём хрупком выдуманном мире.

Аудио-гид на выставках я никогда не брал, информации и так избыточно.

В большом зале и на втором этаже установлены скамейки, можно посидеть.

Христос как будто спрашивает у иудеев: «Что же вы так со мной? Я же вам добра желал». У некоторых раввинов хватает духу признать, что за подстрекательство к казни Христа, Бог проклял их народ, рассеяв по миру. Из-за своих жалких копеек, т. е. сребреников они убили великого учителя, который нёс им свет просвещения и пытался образумить.

Наказание еврейскому народу за распятие Сына Божьего последовало ровно через сто лет, когда они поверили в мессианство Шимона Бар-Кохба, поднявшему антиримское восстание. В итоге восстание, длившееся в Иудее с 132 по 136 годы разбил лучший полководец тогдашнего правителя Рима Адриана, Секст Юлий Север. Евреи были изгнаны из Иерусалима, был введён запрет на иудаизм и его обряды, провинция Иудея переименована в Сирию Палестину, разрушенный Иерусалим в Элию Капитолину и отстроен как римский город. Евреям было запрещено посещать Элию Капитолину кроме одного дня в году — Девятое ава, когда им дозволялось поплакать у стены разрушенного храма (стена Плача). Так они стали беспризорниками и рассеялись по всему миру.

Хотя в середине прошлого века было создано государство Израиль, чтобы евреи могли получить свою землю и свой дом, несмотря на все призывы сионистов, многие из них не не стремятся туда ехать — привыкли жить в чужим странам, как в съёмных квартирах.

Иудейские жрецы просто испугались, что их власть над умами слабеет, поэтому решили разобраться с Христом, который внедрял новую концепцию для еврейского народа — стать духовными учителями других народов через внедрение новой религии в уставший от языческой жестокости мир. Это фактически стало бы воплощением еврейских фантазий о всемогуществе только через светлый, а не тёмный путь.

Но этот вариант иудейскому жречеству показался сомнительным, хотя распространение христианства после показало, что это была реально работающая концепция, Иерусалим сейчас центр мирового христианства, несмотря на враждебную там ему обстановку со стороны иудеев.

Некоторые раввины сейчас всё-таки признают, что еврейский народ совершил ошибку, отправив на казнь Христа, и что за это они вынуждены были страдать две тысячи лет, рассеившись по миру.

Понтий Пилат не хотел казнить Иисуса, ему нравилось то, что он проповедует. Фактически Христос признавал официальную власть Рима: «Кесарю кесарево». Но за этим признанием скрывалось распространение власти духовной над целым миром со стороны его будущих пастырей — евреев.

Но Пилату, по некоторым данным, срочно нужны были в тот момент большие деньги на так и несостоявшийся переворот в Риме. Поэтому он вынужден был уступить просьбам иудейского духовенства в обмен на кредит, символически умыв свои руки.

На этом экране можно посмотреть все картины из цикла «жизнь Христа». После выставки в 1924 году в Нью-Йорке не все из них вернулись назад. Я встал рядом и смотрел, пока женщина листала, чтобы самому не напрягаться. Вот такой я хитрец.

Самая большая картина выставки. Хотя Поленов много работал в пейзажном жанре, здесь он вернулся к исторической живописи. Изначально художник назвал эту картину „Кто из вас без греха“. В этом был её смысл. Но цензура не разрешила поставить эти слова в каталог, поэтому он назвал работу „Христос и грешница“. На деньги, полученные от продажи картины императору Александру III (30 тысяч рублей), Василий Дмитриевич купил участок земли на верхней Оке, где построил по своему проекту себе усадьбу. Если бы картину не купил царь, она могла быть запрещена цензурой к показу зрителям. Царь окрестил её «Блудная жена», возможно, увидев в ней что-то своё, ему близкое.

В данном эпизоде Нового Завета Христос, согласно евангелию от Иоанна, ловко вывернулся из приготовленной ему иудеями ловушки. Если бы он сказал, что грешница виновна, т. е. должна быть забиты камнями, его обвинили бы в подстрекательстве, а если не виновна — в том, что потакает разврату и сам противоречит своему учению. А так, кто же скажет, что он без греха.

Интересный эффект, мужик на осле едет прямо на зрителя. На схеме расположения персонажей на картине он обозначен, как Симон Киринянин. Это персонаж Нового Завета, который помогал Христу нести крест на Голгофу.

Последний зал с пейзажами.

Знаменитый критик Стасов так советовал Поленову: «Вы собираетесь поселиться в Москве, а между тем Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».

Поленов оправдывался: «Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон… То, что я, живя за границей в Париже, увлекался произведениями французских художников и волей-неволей им подражал, ещё не значит, что я для России никуда не годен. Положим, что моя натура не типично русская, но из этого не следует, чтобы я был французом или немцем. Теперь у меня русские сюжеты в голове».

Ещё он писал: «Надо непременно знать по-аглицки, чтобы ехать в Лондон. Как я сожалею, что вместо ненужной латыни или разных катехизисов, богослужений, чтения псалмов и т. п. бесполезностей не выучили меня по-аглицки, дело иное было бы…»

По сути Василий Дмитриевич был либеральным патриотом, если почитать его записки, что само по себе интересно, как две абсолютные противоположности странным образом уживались в одном человеке. Причём он был абсолютно искренен, веря в либеральные лозунги, но в то же время не был русофобом, как многие либералы. По поводу порядков в царской России Поленов часто сокрушался: «Что же это за холопство такое?!»

Подобную противоречивость не так уж сложно объяснить, Поленов варился в либеральных кругах был встроен в либеральные программы, но не понимал настоящей сути либерализма, будучи глубоко наивным человеком не от мира сего. Также как на нижних уровнях масонских кружков, распространившихся в царской России, люди искреннее верили, что борются за светлое будущее и просвещение, в то время как верхние уровни вели борьбу за власть.

Я представляю, как либералы (среди которых было много масонов), знающие настоящую суть своей программы разрушения России, с улыбкой слушали наивные речи Василия Дмитриевича о справедливом устройстве страны по самому высшему разряду и, похлопывая его по плечу, говорили: «Молодец, Вася, молодец!» Наивными борцами за справедливость практически всегда манипулируют ушлые дельцы.

Но это происходило не от того, что Василий Петрович был глуп, просто он отгораживался так о реальности, живя в своём мире, веря в лучшее. Вот эта фраза лучше всего отражает его позицию: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

Путь на выход.

Картина с вечерним видом на Тарусу мне показалась поинтересней аналогичного дневного вида , что на предыдущем фото.

Подъём на второй этаж.

Поднялся на второй этаж — там темнота. Понятно, что для показа диорамы нужно приглушить свет, но можно было бы это делать только во время сеансов.

Диплом члена-учредителя, выданный Поленову комитетом по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III 26 февраля 1900 года.

Слева та фотография Поленова в образе деда, которая ввела меня в унылое настроение.

Ощущение от этого зала у меня сложилось, как от могильного склепа.

Экран, где демонстрируются старые фотографии.

Люди ждут сеанс диорамы.

Даже мне, взрослому, диорама понравилась, а будь я ребёнком, наверно, ещё больше был бы впечатлён от такого волшебства. Два раза её посмотрел и посмотрел бы и третий.

Было ещё минут 15 до начала представления и я решил поснимать с высоты залы. Но лучше бы не отходил — места заняли и в итоге пришлось сидеть на краешке сбоку.

Первый зал с одними из самых ярких работ художника.

Театральный уголок.

Малый зал с евангельской темой и пейзажами из путешествий Поленова на Ближний Восток.

Зал с картиной «Больная» и пейзажами.

Только дома заметил, что смотрительница на фото закрывает лицо рукой (справа у колонны в центре зала), на нескольких других фотографиях в альбоме она прямо так идёт в мою сторону с рацией, пока не уходит из зала. Когда я до этого фотографировал в этом зале, она сбоку мне в кадр попала вдалеке, так вид у неё на фото такой, когда она в мою сторону смотрит, как будто я — враг народа. Не понимаю, зачем такие люди работают в подобном общественном месте, где много людей фотографируют? Сидела бы вахтершей в подъезде — спокойней и зарплата та же. Не знаю, как сейчас, но в начале 00-х у меня тётка работала смотрительницей музея и там платили совсем немного.

Лучше бы молодёжь наняли, волонтёров, кто понимает современные реалии. Когда я был на выставке в Манеже, там было много молодых смотрителей и они адекватно себя вели.

Интересно сделанный домик.

Уголок с архитектурными работами Василия Дмитриевича.

Сделав круг по выставке, ещё раз взглянул на «Московский дворик», всё-таки лирические пейзажи с людьми мне у Поленова больше всего понравились.

Батюшка пришёл посмотреть выставку. РПЦ в нынешней России, не смотря на кажущуюся архаичность для современных людей, особенно молодежи, играет положительную роль — она сдерживает тоталитарные секты, не давая им начать широкую деятельность в своём огороде. Кроме этого сейчас, пожалуй, религиозные деятели — последние, кто ещё публично говорит о необходимости придерживаться морали. Встав на путь греха, разрекламированный через СМИ, люди не понимают, что идут по пути самоуничтожения, что приведёт в итоге их к крайне печальным последствиям.

Спускаюсь вниз к раздевалке. Раньше, насколько я знаю, купив билет на выставку, можно было ещё постоянную секцию авангарда посмотреть. Но я не стал в этот раз проверять, чтобы не смешивать впечатления.

Фото на память.

В 16:30 я вышел выставки, сфотографировав очередь на неё. Слева стоят те, кто пришёл без билетов, справа дожидаются своего времени посетители, у кого уже куплен электронный билет. В отличие от выставки Айвазовского, ажиотажа нет. Уровень художника в народном сознании эта очередь вполне демонстрирует. С утра в 12:30, когда я пришёл, очередь была немного побольше.

Когда пришёл, некогда было фотографировать общий вид здания, снял его уходя.

Скандалы в Третьяковской галереи — это уже привычно. Нынешнему её директору Трегуловой надо лозунг повесить над дверьми галереи: «Ни одной выставки без скандала!»

То очередь выломила дверь, то работников поймали на спекуляции билетами, то не работала нормально покупка электронных билетов, то украли картину, а когда была выставка Репина по залу ходил голый мужик…

При других обстоятельствах директора давно бы уволили, но её поддерживает нынешний министр культуры Мединский (он как Швыдкой, только ещё хуже), тот самый который выделяет миллионы из бюджета на съёмку русофобских фильмов для разрушения национального сознания.

Не успела выставка картин Поленова открыться, как произошёл новый скандал. Полотно, охарактеризованное на этикетке как «Портрет Е. М. Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина из частного собрания (в зале работ учеников Поленова), было опознано искусствоведом, как пропавшее из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П. З. Захарова во время боевых действий 1994-1996 годов.  К моему приходу на выставку, этой картины там уже не было. Владелец картины письменно подтвердил своё желание передать картину музею в Чечне и 30 октября 2019 картина Головина заняла своё место в экспозиции Национального музея Чечни.

Под конец публикую видео с диорамой, чтобы закончить на позитивной ноте. Поленов её создал  для детей в 1921 году, чтобы показать кругосветное путешествие в картинках. Это последняя большая работа Василия Дмитриевича.

Лист поленовской диорамы — это два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон акварелью и дополнен прорезями и аппликацией. Показывают диорамные листы с помощью подсвета. В нынешнем варианте керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Поленовский текст, поясняющий картины, также сокращён. Василий Дмитриевич, создавая описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой». На выставке же демонстрируется само произведение художника без подробных комментариев.

Я думал во время демонстрации картин запись голоса включают, но потом сравнил два разных видео, оказалось девушка каждый раз читала вживую текст заново. Сеансы проходили каждый полтора часа, поэтому ей надо делать это снова и снова. Не знаю, каждый ли день она эти тексты озвучивает, но надо отдать ей должное, при такой монотонности работы — делает она это с чувством, слушать интересно. Потом выходит к людям, чтобы ответить на вопросы, а не просто убегает по своим делам. Словом, я был приятно уливлён таким энтузиазмом. Даже на видео ощущается, что мне понравилось смотреть и уходить не хотелось оттуда. Почувствовал себя как ребёнок в гостях у сказки, пока смотрел.

Снять нормально картины диорамы мне не удалось, т. к. у меня был объектив без приближения, к тому же из-за резкого перепада освещенности во время смены картин дневные засветились. Но я нашёл фото в сети и вставил в видео. Качество, конечно, не очень получилось, но зато атмосферно.

На этом я свой репортаж заканчиваю. Вот такие впечатления у меня без заезженных общих фраз про искусство, гениальность и т. п. Живое слово, непосредственные впечатления, как посетителя, а не сухой официальный язык.