Выставки

Выставка «Архип Куинджи». Часть 2. Украли картину

30.01.2019

Для второй части обзора я сделал фото в чёрно-белом варианте, вспомнив про имеющуюся у меня книгу 1955 года «Выставка картин Дрезденской галереи», где фотографии картин представлены в монохромном варианте. Такой вариант позволил мне полностью сосредоточить внимания на происходящем в зале.

Кстати, я даже удивился насколько же прозорливо высказался ранее в первой части обзора выставки, что лучше бы смотрительницы следили за картинами, а не за тем, кто кого фотографирует. Совсем недавно, в день рождения художника, 27 января (точная дата его дня рождения не установлена, эта одна из возможных, которая фигурирует в статьях про него в интернете), картина Куинджи «Ай-Петри. Крым» была похищена прямо на глазах у посетителей.

Конечно, её быстро нашли. Учитывая наличие кругом в Москве камер видеонаблюдения, это было не столь сложным, тем более злоумышленник оставил свои отпечатки на месте преступления. Поражает другое, как человек мог её спокойно вынести? Объясняют это тем, что на картине не было установлено сигнализации, она висела в закутке и благодаря тому, что мужик очень уверенно её снял, посетители подумали, что это сотрудник музея. Но как он мог спуститься с ней спокойно с третьего этажа на первый и выйти на улицу, миновав всех смотрителей и охрану? Хоть картина и была вынута им из рамы, но всё равно это большой прямоугольник в руках (на видео с камеры из зала, где он её несёт, это видно), за пазухой её не спрячешь.

Пока искал видео похищения картины, невольно почитал комментарии на Ютубе, что тут скажешь, либеральная публика поёт в своём репертуаре про похищение Крыма, воровство в страшной России и пр. Мне больше всего понравилось, как один персонаж сделал вывод по этой краже, что в России воруют практически все.

Видео похищения картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Камера движется за этим мужиком, словно за ним кто-то следит, но, возможно, просто так смонтировали ролик.

Удивительно, как мужик смог безошибочно выбрать картину, которая не подключена к сигнализации и снять её, хотя недалеко от этой картины, когда я был в этом зале в 2 разных дня, сидела смотрительница. Потом он незамеченным с картиной прошёл между двумя смотрителями при выходе из зала, миновал контролёра при выходе на лестницу и ещё несколько охранников внизу, затем вышел на улицу и спокойно уехал на машине. Загадочное похищение.

По памяти я зарисовал примерно схему зала и как располагались охранники и смотрители. Салатовым полем отметил первый этаж.

Теоретически какой-нибудь крутой эксперт по кражам, как в кино, мог бы это дело провернуть, но тот мужик похож на какого-то доходягу не слишком большого ума. Как-то даже не верится, что ему так повезло. Возможно, его кто-то проинструктировал заранее, как действовать, и помогли ему выйти с похищенной картиной. Но почему он спокойно сидел дома и ждал, когда за ним придут, неужели, думал, что по камерам не отследят его машину? Может, всё это затеяно было, чтобы подменить подлинную картину на копию и ради этого мужику поручили похищение, хорошо заплатив за это и за будущий тюремный срок (у него были долги)?

Возможно, следующий сценарий произошёл. Этого мужика в декабре прошлого года уже задерживали за хранение наркотиков, но, несмотря на возбуждённое дело, оставили на свободе. Его могли поймать на крупном сбыте, должны были дать серьёзный срок, но оборотни в погонах предложили похитить картину для коллекции богатого человека. Или же просто олигарх за хорошую сумму предложил ему это сделать (этот мужик с женой работали слугами в домах богачей). Его проинструктировали, свои люди помогли внутри галереи. Мужик выполнил работу, подменил картину и спокойно ждал дома ареста. Сейчас назначена экспертиза на подлинность, но не факт, что экспертам не занесут крупные суммы денег, чтобы они сделали нужное заключение. Или же картину могут подменить сразу после экспертизы те же оборотни в погонах или сотрудники музея. Всё может быть.

В любом случае, для специалиста по кражам этот мужик слишком несерьёзно себя вёл, а для дилетанта ему слишком повезло. Может, это такая пиар-акция администрации Третьяковки, чтобы народ в оставшиеся дни продолжал валить толпой — посмотреть, что там за картины такие, что их воруют. Хотя такое вряд ли.

Сам похититель, 31-летнего крымчанин Денис Чуприков, утверждает, что забрал картину, так как «хотел привлечь к себе внимание». При этом ранее «Коммерсантъ» писал, что сразу после задержания Чуприков по-другому объяснял похищение картины — по данным издания, он назвал причиной своего спонтанного поступка долги. (Суд приговорил его в итоге к трём годам колонии строгого режима.)

Смотрительница галереи, которая работала в зале с похищенной картиной в момент кражи, уволилась по собственному желанию. Администрация подчеркнула, что женщина не оказала противодействия Чуприкову, так как из-за особенностей своего характера «впала в оцепенение». После убийства Немцова водитель снегоуборочной машины, которая была рядом в этот момент, тоже уволился на следующий день.

В интернете мнения про похищение картины, в целом, совпадают с моей версий. Поймали торчка, пообещав дать меньше срок, если он украдет картину. Прикрытие операции обеспечили уголовники в погонах. Провернули эту аферу для очередного подъема бюджетных денег, на этот раз на охранную сигнализацию. Возможно, так и было, но вряд ли только из-за денег на сигнализацию стали такое затевать. Тут есть широкий простор для размышлений, кому это было выгодно. Словом, версий много и выглядит это похищение картины весьма странным. 

В целом, я уже написал своё мнение о выставке в прошлой записи, но кратко повторюсь. Картины хорошие, но больших мало, много крошечных набросков и повторений. Основная отличительная черта художника — удивительная игра света на полотнах, остальные же темы у него представлены более заурядно.

Организация выставки мне не понравилась. Тексты написано сухо и буднично, под картинами аннотации и названия указаны мелким шрифтом. Картины развешаны в залах на двух этажах, на каждом сидит контролёр. Первый надрывает билет, второй изымает, таким образом вернуться в первый зал проблематично, если захочешь ещё посмотреть. Смысла в таком контроле нет, т. к. билеты и так внизу проверяют и вряд ли много людей пойдёт повторно смотреть первый зал. А вот фотографу зайти и посмотреть обстановку как раз нужно, контингент-то меняется. Одни люди уходят, другие приходят. Когда движешься в своём потоке, в основном одних и тех же людей фотографируешь у картин.

Залы небольшие, а народа много. Хватает ворчливых бабулек (на выставке «Сокровища музеев России» в Манеже пожилой контингент мне попался более позитивным), которые считают, что выставка организована лично для них. Плюс ещё не совсем адекватная смотрительница попалась, которая вместо наблюдения за картинами, больше следит, чтобы не попасть кому-нибудь в угол кадра. Не удивлюсь, если в момент похищения картины в зале дежурила именно она.

Вообще, позитива в атмосфере выставки не заметил. Такое ощущение, что у Третьяковки эти выставки — просто бездушный конвейер по зарабатыванию денег. Всё замшелое какое-то, как мёртвая каменная глыба. Без души, словом. Да и место это какое-то нехорошее, не случайно там скандалы происходят и двух прошлых директоров, Валентину Родионову и Ирину Лебедеву, принудительно уволили, а первого зама Лебедевой, Олега Беликова, посадили на 5 лет за хищения при выполнении госконтракта. Они там как пауки в банке. Посещать другие мероприятия Третьяковcкой галереи у меня на данный момент нет желания при такой организации. В будущем посмотрим.

Как обычно, очередь перед входом, но я с электронным билетом гордо прохожу мимо.

— Все на выход, кина не будет! — охранник безуспешно пытается выпроводить скопившуюся в предбаннике толпу.

Из владельцев электронных билетов тоже образовалась очередь. Я пришёл за 10 минут до времени указанном на билете, но заранее во второй раз уже не пускали.

Пришлось постоять с собравшей толпой. Но в тамбуре было хотя бы тепло, не то что на улице мёрзнуть.

— При советской власти в очередях стояли и опять стоим.

Охранник пытается объяснить недовольным пенсионерам, что он тут не причём, это решение администратора.

— Пустите погреться.

В итоге вышел импозантный пожилой дядя, который стал проверять билет и впускать внутрь.

С охранником дальше у меня произошёл интересный разговор, когда запищала рамка во время моего прохода через неё.
— Ключи, нож есть?
— Есть.
— Проходи.

Я имел ввиду ключи и он это понял, но получилось смешно, учитывая вопрос про нож.

Поднимаюсь на второй этаж.

Перед картиной «Берёзовая роща».

Ценители искусства.

Потолки довольно низкие, зал не очень большой, людей много.

Мультфильм про жизнь Куинджи.

Один из информационных стендов.

“После дождя”.

— Да так и я могу нарисовать.

Я уже писал в прошлой записи про знакомого прапорщика, который хвалился, что может выполнить любую работу, ему просто нужно подучиться несколько лет.

Видео с мультфильмом про Куинджи я публиковал в первой части обзора.

В принципе, это фото достаточно точно отражает количество людей на выставке. Ходить по залу можно, но тесновато.

Поднялся на третий этаж.

Эксперты.

Мадам смотрительница дремлет в уголке.

В отличие от ряда других художников, Куинджи точно отображал созвездия на своих картинах, а не рисовал звезды наобум.

Текст рядом с картинами мелковат, приходилось подходить близко, чтобы его прочитать. Это не только моё мнение, но и пенсионеров, которые данный вопрос между собой обсуждали.

Христос и рука.

Ночь над Днепром.

В тёмном зале с ночными работами художника атмосфера мне показалась какая-то гнетущая. Словно картины забирают у тебя энергию. У моей мамы осталось такое же впечатление.

Всего я выделил на выставке для себя около десятка картин, “Ночное” одна из них.

Некоторые посетители пользовались аудио гидом, который можно арендовать на первом этаже.

Надо срочно ответить на смс.

В ночном зале моя камера повела себя странным образом, на двух снимках у женщин отсутствовал нос! При этом сами фото вышли чёткие и без смаза и на других фото нос у них был. Первый раз с таким эффектом столкнулся. Но я, конечно, отретушировал всё.

Хотя часто у картин скапливалась толпа, периодически она рассасывалась и можно было подойти и нормально картину рассмотреть.

Зал с закатами и рассветами.

Эта бабушка прямо просится на пейзаж в образе селянки. Очень аутентично смотрится.

Работа такая — картину сторожить.

Молодость и старость разделяет не такой уж большой временной промежуток.

Летопись жизни и творчества Архипа Ивановича Куинджи.

Самый большой зал выставки.

Angry birds. Именно так я назвал бы это фото.

— Картины посмотрели, теперь в ресторанчик какой-нибудь или сразу в номера?
— Пал Палыч, какой вы резвый!

Пока сидишь весь день на стуле, есть время подумать над жизнью. Конечно, работа смотрителя на таких выставках — не сахар. Если в доме-музее обычно мало посетителей, уютно, по-домашнему, то тут постоянно толпа народа. Целый день сиди на стуле, как истукан, ну, можешь ещё походить по залу. Мне кажется, смотрители даже картины, которые сторожат, уже не воспринимают, судя по отрешённым лицам. Уж лучше в подъезде вахтером сидеть, деньги те же, но спокойней.

Вдруг какой-нибудь миллионер зайдёт картины посмотреть. Надо брать его «на живца», как говорится. Но в основном одни пенсионеры были в галерее в этот день, поэтому заинтересоваться таким фигурным вырезом было некому.

Весело.

Серьёзный фотограф.

Днём молодёжи было совсем мало, в основном пожилой контингент.

Фото у картины.

Выхожу из большого зала.

Небольшой, самый дальний зал с экспериментальными работами художника.

Народ сюда прибывал волнами. Пришла волна, посмотрели, ушли, тишина, потом снова приходит волна. В данном случае фото сделано, когда пришёл новый поток.

— И чего взрослые эти картины рассматривают?

Информация об основных вехах жизни художника.

Когда точно родился художник доподлинно неизвестно.

Спускаюсь вниз.

Длинная люстра висит посередине проёма лестницы от крыши до первого этажа. Мне она показалась довольно интересной.

На выход.

Сувениры на память.

Селфи у стены. На выставке «Сокровища музеев России» гораздо интересней сделали — большую картинную рамку поставили перед постером, за неё заходишь и как будто частью картины становишься.

Немного цвета в конце.

— Что здесь очередь стоять, поехали лучше ко мне. Во время проведём! Кино, вино и домино!
— Ну, не знаю…

P.S> После закрытия выставки Куинджи, открылась выставка посвящённая Репину и, конечно, снова скандал. На этот раз мужик разделся до стрингов и почти голый гулял по залам, пока его приятель вешал свою картину на стену зала… Ощущение, что Третьяковка каких-то идиотов в пиар-штаб набрала, если это, конечно, их работа. Правильно говорят, что сейчас в России неважно с образованием, его формально может получить даже круглый дурак, а потом такие люди с купленными дипломами становятся пиарщиками. То создали очередь выломившую дверь, то похищение картины, то голый мужик и картину, наоборот, вешают на стену. Можно с уверенностью сказать, что на следующей выставке у них опять что-то произойдёт. Постоянные скандалы — дешёвый способ привлечь к выставкам внимание.