Парки

Японский сад в Москве

06.05.2006

Японский сад Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН — это небольшой уголок ландшафта Страны восходящего солнца, устроенный с соблюдением всех особенностей японского национального садово-паркового искусства.

Идея создания японского сада в Москве принадлежит Петру Ивановичу Лапину, который в 80-х годах прошлого века был директором Ботанического сада, и послу Японии в Москве Акире Сигемицу. Экспозиция была сооружена в 1983-1987 годах по проекту выдающегося ландшафтного архитектора Кена Накадзимы.

Хотя на ВДНХ я бывал много раз, но в японском саду удалось впервые побывать только сегодня — и то зашёл за 30 минут до закрытия. Но в целом удалось отразить на фото основные элементы ландшафта.

 На территории японского сада, расположены три павильона, построенных в традиционном стиле.

Такие домики делают для чайной церемонии и отдыха. Стены закрывают рисовой бумагой.

Каменный фонарь Орибе-торо и чаша цукубай, из которой во время чайной церемонии берётся вода для приготовления чая и омовения. Их привезли из Японии.

Орибе-торо в переводе с японского означает «фонарь мастера Орибе». Отличительная черта Орибе-торо — внизу его опоры должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Она гласит, что в одном из буддийских храмов в начале XVI века жил мастер чайной церемонии Орибе, который по вероисповеданию был не буддистом, а христианином. В этот период началось правление сёгуна Иэясу Токугавы, провозгласившего начало изоляции Японии от внешнего мира, а также введение запретов практически на все религии, за исключением буддизма и синтоизма.

Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер Орибе вырезал в самом низу опоры фонаря распятие и установил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали его низ. Наклоняясь к цукубаи набрать воды, мастер-христианин молился своему Богу. И никто не догадывался об этом. Сообразительный был малый. В отличие от него, первые христиане открыто не повиновались римским императорам и были казнены за это. Насколько эта легенда соответствует реальности, сказать сложно, но фонарь Орибе по сей день устанавливается в японских садах рядом с чайным домиком, около цукубая.

Нижняя часть Орибе-торо должна быть закрыта растениями, но здесь, как мы видим, фонарь полностью открыт. Возможно, для демонстрации нижней части незнающим описанных выше тонкостей людям. А может быть, это символизирует, что в России христианство давно уже государственная религия и можно открыто молиться без последствий, в отличие от Японии периода токугавского сёгуната.

Дорожки в японском саду прокладываются не уже 1 метра. Используется песок или мелкий щебень, чтобы подчеркнуть красоту рельефа. Изгибы дорожки закрываются растениями.

Ещё один каменный фонарь в зарослях на острове — юкими-торо, что переводится с японского как «фонарь для любования снегом» или «кажущийся покрытым снегом». Его отличие от других фонарей в японских садах — в большой плоской крыше, уберегающей огонь внутри от снега. Этот тип каменных фонарей имеет обычно три или четыре опоры. Чаще всего он устанавливается на камнях, свисающих над водоемом, на островах, на которых растут сосны или можжевельники, а также на крутых мысах.

Деревянный мостик яцухаси, состоящий из восьми зигзагообразно расположенных полотен (яцу означает «восемь», хаси — мост).

Газон для японского сада нехарактерен, вместо него предпочитают использовать мхи, бамбук или злаки. Но Кен Накадзима, создававший проект сада, выбрал именно такое решение с учётом российского климата.

Ручей с каскадом водопадов. Для создания такого ландшафта в Москву из Закарпатья было привезено 250 тонн камней.

Общая площадь этого японского сада 2,7 га. Он довольно небольшой и создан ни сколько для прогулок, сколько для созерцания. Попав сюда, не стоит спешить.

Здесь собраны около 100 видов деревьев, кустарников и красиво цветущих травянистых растений, наиболее характерных для Японии, в том числе сакура с острова Хоккайдо.

Центр садовой композиции — тринадцати ярусная каменная пагода 18-го века, привезённая из Японии. Её возраст – около 200 лет.

Японцы любят водопады, но располагают их далеко от дома, чтобы звук был отдалённый.

Основные цвета японского сада — зелёный, серый и коричневый. Хотя во время цветения сакуры и осенью, когда желтеют листья, сад насыщается новыми красками.

Количество уровней в пагодах обычно нечётное, наиболее распространены постройки, где уровней от 5 до 13, как здесь.

Большой пруд. Часто в такие водоёмы японцы запускают золотых карпов. Но в этом саду рыб я не видел.

Небольшой павильон-беседка для уединения на берегу пруда.

Архитектор всех павильонов и мостов в этом саду – Такео Адачи.

Чаще всего японские сады холмистые, хотя бывают и плоские. Самый известный плоский сад — сад в Киото (сад 15 камней), где из любой точки на веранде человек всегда видит только 14 камней.

Мостики, расположенные в японских садах также, как и другие элементы, имеют отсылки к символизму и восточной философии. Если, например, мостик находится под сенью какого-либо ветвистого дерева, то создается интимная, таинственная обстановка. В такой обстановке хорошо отдыхать в одиночестве, мечтая и восхищаясь окрестными красотами. Мостики на открытых пространствах создают совершенно иное настроение. Здесь можно трезво оценивать обстановку и строить планы на будущее. Японцы считают, что человек, проходя через водный поток по мостику или скользя взглядом по ручью, очищается и обретает душевный покой.

Третий каменный фонарь в саду — тачи-гата, светильник на высокой ножке-колонне, который устанавливается возле калитки, ведущей в чайный сад, у порога дома, на развилке садовой дорожки или других узловых точках. В одних источниках пишут, что такие каменные фонари правильно обозначать, добавляя к названиям -торо, в других -доро, в третьих утверждается, что правильнее -гата. Я не знаток японского языка, чтобы определить, как будет всё-таки правильнее, но описание предназначения установленных в саду фонарей постарался дать точно.

В целом, впечатление от посещения японского сада осталось положительное. Он довольно поэтичен и обладает скрытой символикой. В этом месте хорошо неспешно гулять, размышляя о жизни, когда мало посетителей и никто не отвлекает. Вход, правда, платный, но с другой стороны благодаря этому и народа меньше, чем могло бы быть при бесплатном входе. Хоть, во время цветения сакуры, к кассе всё равно выстраиваются очереди и в саду достаточно много людей.