Объективы фирмы Sigma ещё с 00-х славились обилием экземпляров с бэк- и фронт-фокусом. У меня есть, к примеру, два объектива тех лет выпуска: Sigma AF 8 mm f/3.5 EX DG и Sigma AF 15 mm f/2.8 EX DG. Первый я купил в магазине и у него оказался бэк-фокус (т. к. я снимал на бесконечности, используя объектив в качестве сверхширокоугольника, то только спустя длительное время заметил это), а второй я купил на барахолке и он оказался без проблем. Так что получилось 50 на 50.
По отзывам в интернете, чтобы купить объектив Сигмы с нормальной фокусировкой, надо в магазине выбирать из четырёх экземпляров.
Крышка с док-станции снимается поворотом по часовой стрелке. Прилагающийся кабель довольно хорошего качества, мягкий, с фильтром для подавления высокочастотных помех.
В 2010-е Sigma полезла в более дорогой сегмент объективов со своей серией Art и тут уже с неточным фокусом её оптики нужно было что-то делать. В качестве решения проблемы фирма выпустила док-станцию Sigma Usb Dock. На данный момент в российских магазинах она стоит около 3000 рублей, а на Ebay около 50$ за новую. В некоторых российских городах её можно взять в аренду в прокате фототехники.
Это устройство позволяет настроить точную фокусировку объективу с помощью компьютера. Оно совместимо только с объективами Sigma нового поколения. Запись поправок осуществляется в их память.
Согласно официальному сайту Sigma док-станция работает на данный момент со следующими объективами:
• Серия Art: 18-35mm f/1,8 DC HSM, 24mm f/1.4 DG HSM, 24-35mm f/2.0 DG HSM, 24-105mm f/4.0 DG OS HSM, 30mm f/1.4 DC HSM, 35 f/1.4 DG HSM, AF 50mm f/1.4 DG HSM.
• Серия Contemporary: 17-70mm f/2.8-4 DC MACRO OS HSM, 18-200mm f/3.5-6.3 DC MACRO OS HSM, 18-300mm f/3.5-6.3 DC MACRO OS HSM, 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM.
• Серия Sports: 120-300mm f/2.8 DG OS HSM, 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM.
Соответственно старые механические объективы Сигмы без “мозгов”, т. е. электроники, откалибровать не получится. Для их юстировки нужно обращаться в сервис или же попытаться настроить фокус поправками в камере.
Чтобы снять объектив с док-станции, нужно потянуть рычажок в противоположную от него сторону, тогда замок откроется и останется только отвернуть объектив по часовой стрелке.
Sigma Usb Dock, на мой взгляд, предназначена больше для магазинов, чтобы там продавцы могли подготовить объективы к продаже и снизить количество возвратов и отказов со стороны покупателей. Но далеко не в каждом магазине будут этим заниматься, особенно если товар берётся со склада, поэтому фотографу надо надеяться в первую очередь на свои силы.
Док-станция представляет из себя базу с определённым байонетом (Canon, Nikon, Sony, Pentax, Sigma), к которому прикручивается, как к камере, имеющийся объектив. К компьютеру она присоединяется по USB.
Согласно инструкции, док-станция должна быть сверху. Очевидно это из-за того, чтобы была видна зелёная лампочка, сигнализирующая о подключении. К тому же есть конусообразные объективы, расширяющиеся к концу. В таком положении они будут стоять на столе более устойчиво.
Для начала работы необходимо скачать с фирменного сайта программу Sigma Optimization Pro. После её установки и запуска на подключённой док-станции загорится зелёная лампочка, сигнализирующая о синхронизации с компьютером.
Начальный экран программы Sigma Optimization Pro.
Программа довольно простая, в ней можно обновить прошивку объектива или начать калибровку объектива.
“Производится ПОСИК новой прошивки”, – проблемы локализации.
К моменту покупки док-станции у меня уже давно имелся объектив Sigma AF 35mm f/1.4 DG HSM Art, фокус которого жил на Nikon D600 своей жизнью, его я и начал настраивать.
Из всех пунктов настройки для Sigma 35mm f/1.4 доступна только установка фокуса.
У каждого свой метод калибровки объективов, кто-то пробует фокус на различных объектах, кто-то на таблицах, тот способ, который я использую, на мой взгляд, довольно прост и эффективен. Я беру 2 батарейки и ставлю одну чуть позади другой. После этого устанавливаю камеру на штативе на нужном расстоянии от них. Сфокусировавшись на ближней батарейке в ручном режиме через Live view, делаю эталонный по резкости снимок, на который потом буду ориентироваться.
После этого включаю автофокус и делаю снимок уже с ним. Смотрю результат. Если не устраивает, прикручиваю объектив к базе Sigma Usb Dock и ввожу корректировку фокуса. Снова пробую автофокус, пока надпись на батарейке не станет резкой. После этого я передвигаю штатив на другое нужное мне расстояние, отмерив его рулеткой и проверяю фокусировку там.
Можно сделать снимки сразу со всех нужных расстояниях, для которых доступна фокусировка в программе, чтобы меньше пришлось переставлять объектив с камеры на док-станцию.
Если лень доставать штатив или его нет, можно упростить процесс – поставить батарейки и камеру на ровный пол и точно также фотоаппарат передвигать, отмеряя расстоянии рулеткой и тестируя резкость объектива на надписи первой батарейки.
Вот так я настраиваю фокусировку у своих объективов. Можно настраивать фокус камеры только по одной батарейке, но смотря чёткость надписей на второй я определяю насколько сильный бэк- или фонт-фокус.
На других объективах, которые мне попадались с бэк- или фронт-фокусом, он был одинаковым на всех дистанциях. Достаточно было ввести одну поправку в камере и это решало проблему. Но у Sigma 35mm f/1.4 значениях на 3-х ближних дистанциях оказались кардинально разными. Самый же главный сюрприз меня ждал с настройкой автофокусировки на 4-ой дистанции, начинающейся ближе к бесконечности. Тут уже метод с батарейками не слишком помогает, нужны объекты покрупнее для того, чтобы ориентироваться куда попадает фокус.
Видя, что при автоматической фокусировке кадры получаются менее резкими, чем на эталонных фотографиях с ручной, я наивно предположил, что раз предыдущие значения я корректировал в минус, то и с последним надо делать также. Но такая корректировка не помогала. Небольшие поправки в сторону плюсовой шкалы также не давали результата.
На ближних дистанциях довольно легко определить на сколько ошибается автофокусировка объектива. Даже если рядом нет батареек и таблиц, можно просто начертить черту на бумаге и, сфотографировав её под углом 45 градусов, посмотрев, где будет фокус – на ней, выше (бэк-фокус) или ниже (фронт-фокус). Но когда фотографируешь широкоугольником на дистанции больше нескольких метров, то уже сложно различить мелкие нюансы. Точно фокусироваться в ручном режиме для эталонных снимков в таком случае становится тоже непросто.
Сейчас у зеркалок есть режим Live view, при котором фокусируешься по экрану. Но, например, у фотоаппарата Nikon d600, с которым я настраивал объектив, идеально поймать резкость на мелких деталях объектов на расстоянии больше нескольких метров можно только включив максимальное увеличение, при котором изображение на экране довольно посредственного качества.
Конечно, найдутся персонажи, которые скажут, что точно фокусируются на глаз, а то и с закрытыми глазами за секунду руками, но при калибровке объективов ни о каких фокусировках на глаз и речи быть не может. Всё должно быть идеально выверено. При точной настройке эталонную резкость изображения определяет едва ощутимый сдвиг фокусировочного кольца.
Потратив кучу времени на перекидывание объектива с камеры на док-станцию и обратно, просмотр тестовых снимков и смену мишеней, я совсем измучился. Под конец решил скорректировать работу автофокуса в сильный плюс. И это сработало, вожделенная резкость на удалённых объектах, куда я целился, наконец-то появилась.
Получившиеся значения поправок озадачивают. В объективе одновременно сильный бэк- и фронт-фокус на разных дистанциях!
Результат значений поправок автофокуса, конечно, меня удивил – такое ощущение, что свои объективы Sigma вообще не юстирует на заводе, отправляя в магазины прямо сразу после сборки, или мой объектив собирал пьяный работник.
Как видно из моего примера, пытаться отрегулировать автофокусировку на новых стёклах Сигмы через опцию точной настройки объективов, которая появилась в современных камерах, может оказаться абсолютно бесполезно. В камере вводится поправка для объектива в целом, поэтому даже если настроить автофокус объектива на идеальную резкость, к примеру, на бесконечности, он будет мазать вблизи.
Конечно, можно сказать, что производители камер скрывают их алгоритмы работы с оптикой, а то и специально вставляют палки в колёса сторонним производителям, поэтому у Сигмы и проблемы, но тогда почему попадаются экземпляры её объективов, которые прекрасно работают без всяких правок? Тогда бы у всех её стёкол не работал бы нормально автофокус.
К тому же у старых объективов Сигма, по моему опыту и отзывам в интернете, проблемы с автофокусировкой легко исправлялись настройкой в камере. Если у объектива был, к примеру, бэк-фокус, то он был на всех дистанциях, а не как у меня с диким разбросом значений в сочетании с фронт-фокусом.
Почему люди не жалуются массово на стороннюю оптику от Tokina? Я в своё время приобрёл два объектива этой фирмы, Tokina Macro 100 F2.8 D AT-X PRO в версиях сначала для Canon, потом для Nikon, и фокус обоих объектива хотя порой и медленно, но точно наводился на объекты.
Лучше бы Сигма поставила на свою док-станцию более популярный разъём.
Ещё один негатив в сторону Сигмы – это то, что у её док-станции не слишком популярный разъём. Как-то я решил проверить наличие новой прошивки на свой объектив, но прилагающийся кабель к док-станции у меня куда-то делся и я стал пробовать другие, micro-USB и mini-USB, ни один не подошёл – невозможно было даже засунуть их в разъём. Я обратился к интернету и в рунете обнаружил точно такие же вопросы без ответа по поводу разъёма док-станции.
Только после длительных поисков на сайте одного фотографа из Западной Австралии я смог найти информацию, что Sigma на свою док-станцию поставила разъём UC-E6. В итоге нужный провод я у себя нашёл, но мной было сказано много “добрых” слов в адрес этой фирмы во время его поисков. Sigma освоила выпуск отличных объективов, но так и не научилась относиться к своим покупателям по-человечески. Впрочем, в сравнении с фирменными аналогами оптики от Canon, Nikon и Sony обычно это компенсируется со стороны данной фирмы более низкой ценой её продукции.