Про фото

О хорошей фотографии. Как подготовить серию снимков

16.03.2022

Что такое хорошая фотография и как её сделать? — этим вопросам задаются многие начинающие фотографы. В своё время я много прочитал разных мнений. Так, например, многие знают об изречении известного уличного фотографа Анри Картье-Брессона о том, что главное — поймать момент. Не мало фотографов, пытались следовать такому методу — выходили на улицу и долго «ходили кругами» в поисках гениального кадра. Увидел, нажал кнопку на фотоаппарат и вот тебе шедевр. Но обычно они возвращались ни с чем и потом разочаровано писали об этом на форумах, превознося гениальность известных фотографов.

Но на самом деле такой метод просто не особенно продуктивен. Тот же Картье-Брессон говорил: «…Вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата».

Как-то я зашёл в инстаграм одного достаточно известного русскоязычного фотографа и у него был обычный уличный кадр, в котором было несколько предметов одного цвета, включая одежду людей. Домохозяйка с зеркалкой, восторженно закатывая глаза в комментарии к фото, вопрошала в исступлении: «Как так видеть???? Кааак?»

А что там видеть — вышел на улицу и нащёлкал кадров и потом выбрал, я сам читал его интервью, как он снимает. Конечно, у него опытный глаз, ещё бы — много лет в профессии, но уверен, что он этот кадр даже не сразу осознал в полной мере, только дома уже оценил. На улице среди людей снимаешь очень быстро и нельзя гарантировать результат. В общем, не создавай себе кумира, как говорится.

Анри Картье-Брессон.

Вообще, многие известные фотографы снимали очень много, включая упомянутого Картье-Брессона, после которого осталось миллион снимков, сделанных на плёнку (!). Учитывая полученное им в юности художественное образование, некоторые его кадры ещё и в фотомонтаже подозревают.

Сейчас уже фотография не так популярна, как во времена президента-фотографа Дмитрия Медведева. Когда случился фотобум в начале 2010-х все ринулись покупать зеркалки, как в 00-е осваивали вслед за Путиным горные лыжи, а в 1990-е играли, как Ельцин, в теннис. В тот момент немало людей, задумывающихся о смысле фотографии, ушло из этой области. Потому что когда уже каждая домохозяйка начала фотографировать, то профессия фотографа совершенно обесценилась. Тем более автоматические режимы в современных фотоаппаратах позволяют, не напрягаясь, создавать качественные фотографии и уже шаманство в ручном режиме с выдержкой и диафрагмой не столь актуально, а те, кто разбирается в этом вопросе, уже не вызывают пиетета. В интернете даже появились карикатуры, что в стране одни фотографы.

Это всё, конечно, наложило отпечаток на отрасль, когда в ней появилось много случайных людей. Например, многие фотографы новой волны считают, судя по публикуемым ими снимкам, что главное — выкрутить насыщенность цветов, яркость и контрастность на максимум при их обработке. Для них это признак хорошего фото. Хотя на деле это признак дурновкусия. Сеть завалена однотипными снимками, которые словно робот на конвейере делал — нет индивидуального почерка, своей картинки и своих мыслей.

Чтобы обозначить критерии хорошей фотографии надо сначала обозначить её задачи. Целью может быть максимально точно задокументировать объект. К примеру, чтобы на фотографии картины точно отражались цвета её красок, здание было снято с минимум геометрических искажений или на портрете человека был естественный оттенок кожи.

С точной документацией объектов всё просто — чем точнее на снимке их отразил, тем и лучше. Также как для заработка хорошая фотография — это та, которая продаётся. Тут и обсуждать нечего.

Совсем другой вопрос — художественная фотография, там «неправильная картина» с искажением цветов и геометрии может не портить фото. Тут больше простора для отклонения от оригинального изображения, которое мы видим глазами.

В художественной фотографии главное — это чтобы она вызывала у зрителя ощущения, эмоции, необязательно это будет яркое чувство, это может быть просто передача атмосферы, тягучий эмбиент, когда смотришь серию фото и погружаешься в увиденный на снимках мир, начинаешь фантазировать, задумываться, мечтать. Хорошая фотография рассказывает какую-то историю для зрителя. И в данном случае даже само качество картинки не играет решающей роли и на мобильные телефоны интересные фото делают. Хотя, конечно, хороший фотоаппарат даёт гораздо больше возможностей для творчества, т. к. способен отработать больше сцен. К примеру, на фотоаппараты с низким рабочим ИСО ты динамику ночью не поснимаешь.

Один из самых популярных жанров, если можно так условно выразиться, это прогулочная фотографии в стиле «гулял — снимал». Человек выходит на прогулку и делает по пути снимки. Это могут быть снимки архитектуры, природы или сцены с людьми. В противовес этому существует, к примеру, постановочная модельная фотография, когда заранее определяется место, герой или героиня сюжета, одежда…

Прогулочная фотография на стыке художественной и документальной. Она может быть и первой, и второй. Те же путешествия можно представить как документальными кадрами, так и художественными. Прогулка по улице может вылиться в жанровые фото или сухой репортаж.

О прогулочной фотографии, столь близкой многим фотолюбителям, дальше и пойдёт речь. Я поделюсь своими методами работы и соображениями, как можно добиться эффективности в этом направлении, подготавливая публикации для блога.

В первую очередь нужно для себя определиться с содержанием материала, из чего мы будем создавать свою фотоисторию. Есть три подхода к этому вопросу.

Первый — вы имеете в голове идею, но не знаете, где будете её воплощать. Допустим, вы хотите сфотографировать рабочих на стройке, но не знаете, где это сделаете. В таком случае надо выходить и искать натуру.

Второй — вы чётко знаете что и где хотите фотографировать. Допустим, вы хотите прогуляться по парку и сделать серию осенних снимков, отразив на них жёлто-красную листву.

Третий — нет идей и не знаете где снимать. В таком случае надо набирать материал. Просто куда-то отправляться, фотографировать, а потом из полученного уже что-то выбирать. Нередко я использовал такой подход, когда передвигался по городу по своим делам. Я делал серию снимков, а потом из них формировалась какая-то история про место или про людей. Например, серию про апокалипсис по календарю майя я хотя и задумывал заранее, сделав несколько уличных снимков для этого сюжета, но воплотил идею до конца случайно во время одной из прогулок. Поснимал уличные портреты, а потом перебирая кадры, обнаружил, что некоторые хорошо подходят для этой серии — кто-то из людей на снимках выглядел испуганным, кто-то смотрел озадаченно вверх. Это просто как пример воплощения идеи.

Главное, чтобы было что сказать с помощью фото, какие-то свои мысли, ощущения. Можно передать свой взгляд на мир. Если тебе самому интересно что-то, то и других это может увлечь. Поэтому развиваться нужно в первую очередь внутренне, духовно, тогда твой кругозор тебе даст простор для выбора сюжетов для фото.

Когда-то фотографы были ограничены 36 кадрами 35-мм плёнки, а те, кто фотографировал на средний формат, могли на 120-мм плёнку сделать и того меньше кадров. Потом цифровые фотографы были ограничены маленьким размером флэшек и низкой скорострельностью фотоаппаратов. Сейчас же после прогулки можно принести буквально тысячи кадров. Некоторые пытаются снимать меньше, но лучше, но, как я уже выше писал, этот способ слабо работает. В ситуациях, где нужно быстро реагировать, тебе приходится тратить время на то, чтобы решить — стоящий кадр или нет. Натура уходит. А когда снимаешь по принципу — щёлкну, потом разберёмся, порой выходит интересные кадры, которые в момент съёмки ты даже не оценил в полной мере.

Отбор лучших снимков для публикации — это труд и искусство. Некоторые в свои фотогалереи загружают всё подряд по принципу «чем больше, тем лучше», но у зрителя есть определённый запас внимания. Если 20 снимков он может внимательно посмотреть, то 50 листать уже устанет. К тому же проходные кадры только портят общую картину.

Весьма эффективен отбор кадров методом просева. Сначала вы отбираете снимки, которые хоть чем-то показались вам интересными. Потом из них отбираете снова наиболее интересные. И так можно просматривать их раза 3-4, оставив самое лучшее. Если съёмка велась в разных местах, например, в парке и на улицах города, можно рассортировать фото по географическому принципу перед просевом. Оценивать снимки небольшими порциями легче, а то глаз «замыливается».

После отбора наступает момент обработки. Также как при работе с фотоплёнкой, при съёмке на цифровые камеры, которыми сейчас пользуется большинство фотографов, нажав кнопку спуска затвора, мы получаем «полуфабрикат», который нужно суметь правильно сготовить. Плёночные фотографы проявляют плёнки в химических растворах, а цифровые фотографы свои «цифровые негативы» доводят до ума в фоторедакторах. Например, Photoshop, Lightroom и их аналогах.

Удачно подобранная обработка порой заставляет открыть у снимка новые грани. Для автоматизации процесса существуют плагины и экшены. Например, многие пользовались раньше популярным плагином Nik Collection. Сначала он был платным, потом его разработка на 4-ой версии прекратилась и Гугл стал его распространять уже бесплатно. Затем, доработав под последние версии Фотошопа, этот пакет плагинов начала бесплатно распространять на своём сайте компания DxO. Спустя время новые версии этой коллекции плагинов DxO стала предлагать уже платно. Я установил бесплатную версию на компьютер в своё время и так до сих пор пользуюсь некоторыми плагинами данной группы, например, Analog Efex Pro, Color Efex Pro, Silver Efex Pro.

Некоторые бахвалятся, что могут то же самое, что плагины, сделать «руками» в том же Фотошопе. Но только времени сколько ты на это потратишь? Ты будешь месяц обрабатывать серию снимков «руками», пока другой фотограф прогонит через плагин свои фотографии и за это время ещё кучу всего наснимает и опубликует.

Если вам нужно обработать серию снимков для одной публикации, стоит выработать для них единый стиль картинки, чтобы они не выглядели, как винегрет. Я обычно именно сериями занимаюсь, т. к. отдельные фото для блога по сути бесполезны, они больше подходят для портфолио или для фотосайтов, где множество фотографов публикуют свои «шедевры» в надежде, что другие фотографы их похвалят. Кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку, как говорится.

В начале я часто делаю быстрые тестовые обработки, прикидывая с разными снимкам, как всё будет в целом смотреться. Бывает, пара кадров отлично выглядят в чёрно-белом варианте, а для других фото в серии этот стиль вообще не подходит. Когда общий стиль найден, уже более тщательно обрабатываешь фото. Иногда могу сделать несколько вариантов обработки серии, например, в цвете и чб, если фото при этом сильно меняются по своему настроению. К примеру, серию про район Метрогородок я сделал и опубликовал в чб и цвете. Ряд снимков там повторяются, но мне понравились оба варианта. В середине 00-х я любил исследовать окраины Москвы.

Когда фотография готова к публикации в блоге, нужно написать текст. Информация к фото может быть не менее интересна, чем оно само, раскрывая детали какой-то истории. Это как подобрать раму к картине.

Если фотографии для серии снимались в разное время и последовательность снимков не принципиальна, то расставляешь их так, чтобы они гармонировали рядом с друг другом. На этом у меня процесс работы над серией завершается и начинается работа на следующей. Бывает, параллельно готовишь несколько публикаций, переключаясь между ними, т. к. дело это часто не быстрое и от одного и того же материала устаёшь.