В газете “Московский комсомолец” от 28 сентября 2019 попалась публикация на тему новых правил относительно дронов.
Согласно Правилам учета беспилотных воздушных судов, введенные постановлением правительства РФ №658 от 25 мая 2019 года, российские владельцы беспилотных воздушных судов массой от 250 граммов до 30 килограммов с 27 сентября обязаны регистрировать их в Росавиации в течение десяти дней после приобретения или ввоза в Россию, это касается и самостоятельно изготовленных беспилотников.
Сейчас владельцам летающих дронов дали 30 дней на подачу заявления о постановке на учёт. Для облегчения процедуры правительство предусмотрело три варианта подачи заявления: письмом по почте, в личном кабинете на портале госуслуг (с начала 2020 года) и на портале учета беспилотников. Однако Росавиация накануне заветной даты — 27 сентября — несколько огорчила собственников дронов. На своем сайте ведомство разместило объявление, согласно которому, подать заявление можно только по почте в бумажном виде.
«Заявления о постановке БВС на учет, направленные по электронной почте или через общественную приемную Росавиации не рассматриваются!!!», – не пожалело воздушное ведомство восклицательных знаков. Возможность подачи заявлений через портал учёта беспилотных воздушных судов и Единый портал государственных услуг будет реализована позднее.
Росавиция представила образцы заявления о постановке беспилотников на учёт, а также рекомендации к фотографии беспилотного воздушного судна, которые нужно прислать. Отмечено также, что присвоенный учетный номер беспилотника «подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов».
Воздушный кодекс РФ обязал регистрировать беспилотники ещё два года назад. Но сделать это при всем желании было нельзя, поскольку порядок учета регистрации не был определён, о чём изложено в моей статье о переписке с государственными органами на эту тему в 2018 году. Так что два года владельцы беспилотников были невольными нарушителями.
Сейчас Владелец нескольких беспилотников должен отправить заявление о постановке на учет каждого своего аппарата. Ну, а если дрон вам надоел и вы решили его продать, об этом тоже надо будет сообщить в Росавиацию, подав заявление о внесении изменений в учетную запись о беспилотнике. То же самое касается, если дрон упал, разбился и восстановлению не подлежит.
Отправить заявление на адрес Росавиации лучше заказным письмом, чтобы почта выдала квитанцию с датой, когда письмо отправлено. Это поможет в случае необходимости доказать, что владелец дрона уложился в отведенные для подачи заявления 30 дней.
Конечно, обязательный срок постановки дрона на учет с момента его ввоза в страну или покупки установили явно зря. Ведь механизма достоверного контроля этого срока нет. Особенно при покупке на барахолке. Лучше бы владелец беспилотника должен был поставить его на учёт просто до первого полета. Если дрон на полке лежит в коробке, какой смысл регистрировать при отсутствии использования. Но чиновники часто сначала примут закон, а потом только подумают о нюансах.
Вообще, конечно, сейчас регистрация вызывает вопросы. Когда не предусмотрено личное присутствие, то можно регистрировать дрон на кого угодно и потом этот человек будет нести ответственность, если правоохранители задержали дрон, а пилот успел сбежать. Можно номера паспортов и копии добыть, кому нужно. Конечно, сейчас при высокой стоимости дронов выгоднее оплатить штраф (в 2018 году он был от 2 до 5 тысяч рублей), а если это шпионская деятельность, какие-то провокации… Ничего не знающего Васю, на которого повесили дрон при регистрации, потом затаскают по кабинетам полиции и ФСБ.
Также стоит отметить, что после регистрации разрешение на полёты всё равно получать нужно.