О Москве

Проблема с машинами в Москве. Парковки и пробки. Что делать?

27.07.2021

Проблема с автомобилями в Москве одна из самых ярких, как для их владельцев, так и и для “безлошадных” жителей, предпочитающих общественный транспорт. Много на эту тему высказывается различных предложений, а также принимается мер. Рассмотрим для начала почему вообще возникает проблема с личным автотранспортом в столице.

В первую очередь корень проблемы – в стремлении к высотной застройке. У строительных компаний нет интереса строить 5-ти, 7-ми или 12-этажные дома. Они хотят по максимуму использовать полученную землю, построив огромные высотки, которых в народе называют человейниками, по аналогии с муравейниками. Больше квартир – больше прибыли. Но больше людей – больше и машин. У многих таких человейников даже не предусмотрено достаточное количество парковочных мест.

Высотная застройка города – одна из главных причин проблем с автомобилями. Это всё из-за жадности застройщиков и их желания получать сверхприбыль.

Лет 5 назад в Химках случился скандал, когда построили огромную высотку, предусмотрев всего 5 машиномест. Мало того, что новые жители района основательно нагрузили детские сады, школы, поликлиники, т. к. новую инфраструктуру застройщику создавать неинтересно, так ещё и машины новым жителям ставить некуда. А уж когда они все с утра поедут на работу, можно представить, какая нагрузка ляжет на дорожную сеть. И это в Химках за МКАД, что уж говорить про центр столицы, который методично застраивается высотными зданиями,предназначенными как для жилья, так и для офисов, куда люди приезжают каждый будний день на работу.

– Я еду..
– Да мне пох*й куда ты едешь, я домой еду!

Из увиденной перепалки двух автомобилистов, когда они не могли разъехаться в заставленном машинами дворе. Один пытался выехать из двора, а другой туда заехать.

Второй момент, который стоит учитывать – доступность автомобиля практически каждому. В Москве не то что работающий студент, даже бомж может купить автомобиль. Когда говоришь об этом людям, часто слышишь в ответ удивленное: “Где так дёшево автомобили можно купить?!” Конечно, для многих то, что стоит меньше одного-двух миллионов рублей – это не авто, но на деле можно купить даже старые жигули за копейки и на них ездить.

В соседнем от меня подъезде живёт семья алкоголиков, у которых несколько детей, работы толком у них нет. Живут бедно, покупая самые дешёвые продукты по акциям. Так даже они приобрели себе машину! Сначала у них были старые “жигули”, потом эта машина у них сгорела, возможно, её подожгли их дружки или же произошло самопроизвольное возгорание. После этого инцидента, они купили другой автохлам. Прямо у подъезда разобрали машину и ремонтировали.

Я видел, как даже гастарбайтеры, приводили в порядок купленные ими старые машины, разбирая прямо на асфальте у своих строительных вагончиков. Не знаю, правда, как они техосмотр проходят на таких корытах.

Купить машину в Москве вообще не проблема. Необязательно покупать машину за 2 миллиона, можно и за 200-500 тысяч и ездить. Если средняя зарплата в Москве тысяч 50, то за год вполне можно накопить на такой автомобиль. Работающий студент может себе это позволить. Сейчас телефоны и фотоаппараты стоят как старые жигули на ходу, а то и дороже.

Многие хотят рулить на личных машинах, наплевав на то, что город не предназначен для такого количества авто.

Третий момент – это культ автомобиля родом из СССР. Тогда символом состоявшегося человека были: квартира, машина и дача. Сейчас уже культ дачи давно прошёл, мало кто в социальных сетях хвастается своими шестью сотками, вместо этого появился культ путешествий по заграницам, который тоже родом из СССР. Тогда людей не пускали просто так за кордон и съездить туда считалось чем-то особенным. Я до сих пор встречаю людей пенсионного и предпенсионного возраста, которые, явно в тысячный раз, пересказывают обыденную историю, как они ездили в советское время за рубеж, как их там возили в автобусе, как они жили в гостинце. История ни о чём, но они рассказывают её со священном трепетом, как будто это рассказ, как они слетали на Марс. Всё это выглядит откровенно смешным и нелепым в наше время, но для них это по прежнему повод для гордости – как получение ордена.

Сейчас всё это продолжается в виде фотографий в социальных сетях, где в своих аккаунтах люди почему-то считают чрезвычайно важным показать себя на отдыхе, что им удалось куда-то поехать, причём делают это с явно гордостью, хвастаясь. Хотя границы давно открыты и без всяких проблем можно поехать во многие страны, были бы деньги.

Вот культ автомобиля – это всё о том же по сути. В социальных сетях многие фотографируется рядом со своими, а порой и с чужими, машинами или за рулём, им кажется это очень важным. Хотя на деле, ну и что, что у тебя есть автомобиль? Сейчас не проблема его купить, вот квартиру купить рядовому россиянину намного сложнее.

Один иностранец писал, как был поражён, что люди в РФ живут в скромных жилищных условиях, зато ездят на больших джипах. Так ведь сколько стоит квартира в той же Москве, даже на окраине, и сколько стоит крашенное старое ведро с болтами, часто ещё и восстановленное? Машину можно без проблем купить в пределах миллиона, а квартиру ты и за 5 миллионов не купишь в пределах МКАД, если это не крошечная студия.

Эта доступность автомобиля в сочетании с его культом порождает желание потреблять данную продукцию в большом количестве у самых разных слоёв населения. Если раньше машина была одна на семью, то теперь машина нужна не только мужчине, но и жене, дочке, внучке, жучке, а ещё необходима машина выходного дня. А куда ставить всё это? Часто покупая машину, порой даже в кредит, её владельцы не собираются тратиться на место в гараже, предпочитая поставить где-нибудь под окнами, чтобы выйти из подъезда и примостить сразу в неё свою пятую току.

Лет 20 назад у нашего дома было пяток ракушек во время компании в середине 00-х по борьбе с ними их снесли и на этом месте появилась дюжина добротных гаражей. Потом уже в начале 10-х начали войну с гаражами и вместо них оказалась парковка, где стали собираться по 50 машин. Зимой снег присыпал ближайший газон, где не было ограждений и количество машин увеличивалось до 100!

Дворы раньше были для игр детей и отдыха местных жителей, а потом превратились в стоянки для машин.

Кому-то это всё надоело и он пожаловался, использовал связи, в итоге территория была огорожена под детскую площадку, причём к имеющемуся газону прирезали ещё половину автомобильной площадки. Сначала по привычке автомобилисты заезжали во двор на своих железных конях, но, покрутившись, вынуждены были уехать и спустя время даже не все места стали на площадке уже заняты.

Как только даёшь возможность, сразу возникает мысль – о, есть куда ставить машину, надо купить. Есть ещё куда ставить? А я ещё дочке и внучке куплю. А если ставить некуда – то человек уже думает, а нужно ли ему это?

После ликвидации части автостоянки у нашего дома, я потом прошёлся по микрорайону, нигде не обнаружил скопления машин, не произошло никакого коллапса, машины просто растворились.

Поэтому политика строительства новых развязок, расширения улиц, новых парковок не работает. Чем больше всё это будет делаться, тем больше будет машин. Предложение в данном случае порождает спрос. И вообще инфраструктура любого горда рассчитана на определённое количество жителей и автомобилей, пытаться запихнуть в Москву всю Россию, как это делается сейчас, присоединяя всё новые и новые территории – идея абсолютно безумная. Надо другие города развивать, чтобы людям не надо было ехать в столицу, дома у них было не хуже, чем в Москве. А пока у многих сложилось впечатление, что есть только два города в России, где хоть как-то можно жить: Москва и Санкт-Петербург. Вот люди туда и едут из своих мест, особенно молодёжь, и постепенно мегаполисы превращаются в огромных монстров.

Что же делать в сложившейся ситуации с автотранспортом в столице?

Во-первых, умерять интересы застройщиков, должна быть запрещена высотная застройка города, особенно на месте зданий, где не было высоток. Установить, к примеру, ограничение в 12 этажейё. Особенно это касается старых районов в пределах МКАД.

Издать закон, чтобы под новым зданием строили обязательный подземный гараж. Если дом без этого – так и надо говорить покупателю: “Браток, у нас дом без гаража, полноценно автомобилем ты пользоваться не сможешь, ищи где-то парковку, а бросать свою машину у подъездов ты не сможешь”.

Во-вторых, офисные центры нужно строить на окраинах, а не в центре города, чтобы людям не надо было ехать на работу через весь город. Надо проводить такую политику, чтобы большинство могло найти работу в своём районе и не надо было перемещаться. Возможно, стимулировать как-то работодателей брать жителей своего района. Кем многие работают? – менеджеры, охранники, продавцы, кассиры и т. д. На таких должностях можно в любом районе найти работу.

В-третьих, необходимо развивать общественный транспорт, но не подземный. Собянин как крот подкапывает под Москву, очевидно, желая выполнить старое предсказание о том, что Москва в итоге провалится. Многим людям неинтересно, даже если построить дополнительные кольца в метро к центральному, ехать по дуге, они хотят экономить время, поэтому всё равно многие едут через центр, выбирая кратчайший маршрут. Поэтому чем больше станций метро, тем больше в метро будет народа и давки.

Надо развивать наземный транспорт, далеко не везде можно доехать без пересадок, даже когда расстояния, казалось бы, небольшие. Не хватает маршрутов.

Вот, представьте 30 человек в автобусе, а теперь представьте их же в своих, часто далеко не малогабаритных, машинах на дороге. Сколько они займут места? Вот и проблема пробок. Если бы дороги были пустые, люди быстрее бы по ним добирались на общественном транспорте.

Вечные пробки – характерная особенность столицы. Если автомобилистов пересадить на комфортабельные автобусы, то по пустым улицам людям можно было бы добираться на них до места назначения быстро и без всяких проблем. Но это не техническая проблема, а проблема сознания москвичей, озабоченных проблемой личной состоятельности. Для них машина – это ежедневная игрушка, как соска у младенца. Говорить, конечно, о полной ликвидации личного автотранспорта не приходится, но по крайней мере о сдерживании его роста и сокращении в столице.

В-четвёртых, от барских замашек надо людей отучать. Я помню времена, когда люди спокойно передвигались по городу без машин, а сейчас это всё игра в мнимый престиж и в личную состоятельность. Человек будет убеждать окружающих как сильно ему нужна машина, хотя на самом деле, это часто самообман. Из всех своих знакомых я знаю только одного, кому реально нужен автомобиль – он работает в аэропорту и ему действительно удобно добираться именно на авто туда.

Бывший премьер-министр Тони Блэр спокойное едет на автобусе в аэропорт (когда его как безбилетника поймал контролёр, но не стал штрафовать), люди спокойно спешиваются, подъезжая к центру Лондона, чтобы не платить за проезд, а у нас кассирша Галя и дворник Петя едят на машине, сделав пальцы веером: “Что мы лохи какие-то?! Мы на машине! Мы не хуже, чем бары!” Нет, это иллюзия, вы едете на ведре с гайками или на кредитном форд фокусе, а хозяева жизни на бентли и майбахах. Это как сравнить старую телегу с золоченной царской каретой. Или пойти бедняку в ЦУМ и купить там для понтов на скопленные деньги кофту от Gucci за 100 тысяч рублей, но в этой дорогой кофте ты всё равно будешь тем же нищим Васей. Если тебе понты не положены по статусу, у тебя он низко социальный, не стоит пытаться быть мещанином во дворянстве, вороной в павлиньих перьях. Казаться в своём воображении кем-то значим, не значит быть им.

От этого надо отучать. Любой бомж сейчас может, условно говоря, бутылки сдать и машину по цене автохлама купить (на Авито, например,) и ехать по дороге. У людей до сих пор сидит в головах культ машины и они воспринимают это как нечто сверхценное.

Если ты за городом живёшь, в посёлке, там да, может машина пригодиться, а в столице это скорее блажь. Такси вызови и довезут, не надо тратиться на бензин, запчасти, парковку, страховку КАСКО и ОСАГО. У меня была знакомая, которая имея машину, ездила на работу на такси – дешевле и проще выходило. Возможна также аренда автомобиля, каршеринг, если надо куда-то съездить.

Машину в столице для передвижения держать как-то глупо. Кому-то, конечно, она реально может быть нужна, но для большинства, судя по моим знакомым, это игрушка. Можно иметь для понтов, но в таком случае и плати за свои понты. А то хотят понтоваться на халяву, так не бывает. Понты стоят денег. Порой люди покупают в кредит или на последние деньги авто и наивно думают, что подняли свой социальный статус, экономя на парковке, мойке и вообще на чём только можно.

Надо работать с населением, убеждать, мотивировать, чтобы поняли – машина это не круто и это не культ, если, конечно, это не мазератти, феррари, порше, лексус и другие дорогие тачки, причём в хорошем состоянии, а не ведро с шильдиком ржавое, шпаклёванное и покрашенное.

Я помню, как жили раньше – спокойно справлялись без авто в повседневной жизни, машина нужна была только если надо было что-то перевезти. Такая мода на автомобиль, как сейчас, началась в 00-е, когда народ начал жиреть (с 2014-го начали этот наросший жир с баранов срезать). В 90-е тоже был культ, но тогда всё-таки меньше было автомобилей и на семью обычно один.

Что касается велосипедов, то я как-то не верю в такой массовой способ передвижения по столице. Не представлю, чтобы какая-то бабка села на велосипед и куда-то поехала с больными коленями. Даже у меня нет никакого желания ехать куда-то по городу на велосипеде, взмыленным и потным. Одно дело просто проехаться по парку в качестве физической тренировки, а другое дело перемещаться под палящим солнцем или на холодном осеннем ветру.

Как не пытается Собянин внедрять опыт Амстердама, столицы Нидерландов, даже проходят велопарады, но для Москвы всё это, на мой взгляд, не подходит и является не более, чем баловством. Тут играют роль климатические условия, расстояния, которые надо преодолевать жителям и ряд других факторов.

Лучше общественный транспорт, сел и едешь. А приобретение и пользование личным автотранспортом надо ограничивать парковочным местом. Если оно у тебя есть – можешь купить, нет – пользоваться авто в городе не сможешь. В Германии, насколько помню, было именно так. И эти места должны быть строго регламентированы, а не чтобы бросали машины во дворе перед подъездом, перекрывая выход.

Для иногородних нужно делать при въезде в город перехватывающие парковки. Приехал, поставил автомобиль на парковку, пересел на общественный транспорт и дальше едешь. Хочешь ехать на своём автомобиле – плати за въезд. Грузовики же платят.

Въезд внутрь Садового кольца надо просто закрыть на ряд небольших улиц, превратив их в пешеходные зоны. Для автомобилей достаточно Садового кольца и каких-то крупных магистралей, вроде Нового Арбата. Старый Арбат же сделали пешеходным. Полно маленьких улочек, переулков, которые можно такими сделать.

Для жителей ЦАО стоит установить какие-то квоты на авто. Когда я бывал в центре в выходные и праздники, машин там было гораздо меньше, чем в будни, многие туда приезжают на работу.

В итоге мы получаем ситуацию, когда тот, кому реально нужен автомобиль, будет им владеть, а для кого это баловство и игра в статус откажется от него, если не захочет платить. Надо выбивать из голов мысль, что авто это якобы признак личной состоятельности. Дороги будут более свободными, по ним будет быстрее добираться до место назначения общественный транспорт. Люди будут работать у дома, а не ездить через всю Москву в поисках лишней копейки.

Порой складывается анекдотичная ситуация, когда человек покупает машину, чтобы быть не хуже, чем другие быть, а ездить ему на ней просто некуда. Один такой автовладелец, кто жил и работал в своём районе, гонял по шоссе туда и обратно на своей машине, чтобы хоть куда-то съездить.