Про фото

Главное – фотоаппарат или прямые руки?

30.03.2018

Очень часто обыватель далекий от фотографии или фотолюбитель-новичок, увидев удачный снимок снятый, к примеру, на консервную банку телефон, умиляется: “Главное прямые руки! Хорошие кадры можно чем угодно делать!”

Да, действительно, при каких-то условиях, удачный кадр можно сделать и на телефон. При этом будет 100500 условий, при которых ты получишь неудачные кадры. Но в голове у таких людей почему-то укореняются совсем другие выводы, что качественная техника не нужна, можно на любой самый примитивный фотоаппарат снимать  – главное “прямые руки” и какая-то особая магия.

Подобная психология характерна для дилетанта. Фотографу нужно не удачный снимок сделать, вспомнив во время пробежки по улице о телефоне в кармане, а отработать заданные сюжеты в заданных условиях. Это может быть крупный план птицы, сидящей высоко на дереве, съёмка ночного концерта, получения качественного оптического размытия фона (бокэ) на портрете, а не его компьютерной имитации. И в таких ситуациях фототехника низкого качества будет абсолютно бессильна.

Я бы посмотрел на таких с “прямыми руками” как бы они, скуля, рвали на голове волосы, пытаясь снимать динамику при высококонтрастных сценах, если бы в камере был узкий динамический диапазон.

Как-то в начале 2010-х один мой знакомый зашёл в магазин и купил небольшую серебристую цифромыльницу известной фирмы, не утруждая себя чтением обзоров. Во время нашей фото-прогулки я решил протестировать его новый фотоаппарат, обнаружив, что картинка либо уходит, где трава, в чёрное, либо выбеляется, где небо. Словом динамический диапазон был крайне узок, его не хватало для качественных фото даже при не слишком контрастном освещении. Выбора формата RAW в настройках цифромыльницы не было, только JPG, который совершенно не тянулся в фоторедакторе.

Если статичный пейзаж ещё можно было снять, сделав снимки с разным значением экспозиции и после сшив их в программе по технологии HDR (хотя картинка с этой цифромыльницы получалась по умолчанию с задранной контрастностью и насыщенностью), то в динамике это бы не сработало, т. к. объекты двигаются и ровная сшивка кадров невозможна. И далеко не всегда поможет ретушь в фоторедакторе. Хорошо, если проблема, к примеру, только в небе, которое можно дорисовать, но бывают сцены, где динамика идёт в обоих контрастных частях кадра.

При этом ещё и функция брекетинга в этой цифромыльнице отсутствовала, т. е. автоматически камера не делала несколько снимков в указанной вилке экспозиции. Надо было самому менять значения параметров вручную, а следовательно и камеру невольно смещать при этом, если руки не железные. Поэтому для качественного HDR нужен был ещё и штатив, иначе трудно было бы совместить кадры.

И таких примеров можно привести множество, когда фотоаппаратура просто не может отработать нужные фотографу сюжеты. Можно сфотографировать что хочешь или что получится, согласно ограничениям фотоаппарата. Это принципиальная разница.

Просто люди друг за другом повторяют бред. Да, можно снять какие-то удачные кадры на консервную банку, только в большинстве случаев ты будешь кусать локти и плакать, смотря на результат. Чем я только не снимал с 2003 года, чтобы утверждать это.

Конечно, если полному профану дать дорогой фотоаппарат, то у него вряд ли попрут шедевры, т. к. нет ощущения кадра, понимания какой ракурс выбрать, видения сюжетов. Всё-таки глазами мы видим всё несколько иначе, чем получается на фото и нужен определённый опыт, чтобы сопоставить эти различия. Тем не менее чем лучше фотоаппарат тем больше возможностей получить качественный результат.

Особенно смешно, когда “подсадные утки”-маркетологи начинаются лопухов убеждать, что телефоны фотографируют уже на уровне дорогих зеркалок (чтобы обосновать дикую цену на мобильники), а сами в пресс-релизах используют фотографии, сделанные на зеркалки. Потом эти фото люди находили на фотостоках и в исходниках была указан зеркальная камера! Гнусмас и другие фирмы на этом попадались. В ответ на разоблачение от этих фирм было только невнятное бормотание, что просто работник был невнимателен и пр.

Также как маркетологи-фирм, проигравших зеркальный рынок, вопят в интернете с подставных ников о том, какие зеркалки тяжёлые, а беззеркалки лёгкие, зомбируя фотолюбителей. В обзоре Sony a7 я показал, что это не так: либо, учитывая оптику, такой же вес, а то и больше, либо качество фото ниже.

Сейчас куда не сунешься, везде тебя пытаются обмануть и тобой манипулировать ради своей выгоды. Просто многие все эти ниточки и теневую работу не видят и ничего не понимают. Живут в своём мирке, счастливые в своей слепоте, пока разного рода умники их доят. А потом спохватываются, когда становятся жертвой: “Как же так, как же так!” Думать своей головой просто надо.

Если даже в области фотографии хватает мифотворческой ерунды, которую люди бездумно повторяют, то о внедрённых ложных идеях в масштабах страны и мира даже и говорить уже не приходится. Порой создаётся впечатление, что внедрить в сознание людей, отученных самостоятельно думать, можно что угодно – главное, это почаще им повторять, приучая к определённым мыслям, как ребёнка к соске.