Про фото

Фотоаппарат для уличной фотографии. Методы съёмки

27.12.2018

Многие фотографы не прекращают поиски своей идеальной камеры, они меняют системы, модели камер, объективы в поисках “Святого Грааля” и я в этом плане не исключение. Впервые уличной съёмкой я занялся в 2010 году, когда у меня появился мобильник Nokia 5230 с более-менее подходящей для съёмки камерой (на телефонах, которые у меня были до этого, камеру лучше было даже не включать) и от нечего делать в дороге я на него фотографировал. До этого 7 лет я снимал только архитектуру, город и пейзажи.

Втянувшись в процесс, я уже стал пробовать делать фото уличной жизни на более серьёзную фототехнику. В этой статья я изложу свой опыт в данном жанре.

В первую очередь поговорим о том, какая же камера должна быть для стрит-фотографии.

Знаменитый мэтр уличной фотографии Анри Картье-Брессон утверждал, что снимать можно и на консервную банку (пинхол), хотя сам предпочитал преимущественно достаточно дорогой фотоаппарат Leica, изменив ему, впрочем, к концу жизни с мыльницей Contax T (я читал давно, он ещё Минолту в последние годы Лейке предпочитал, но сейчас не смог найти информацию в интернете о модели).

Многие начинающие (да и не только начинающие) фотографы повторяют эти его слова, как мантру, неизменно добавляя про “прямые руки” и “снимает не камера, а фотограф”. Формально он прав, вопрос лишь в том, какого рода сюжеты ты сможешь этой консервной банкой снять. Когда при съёмке людей на ночном фестивале (“Вдохновение” в Останкино) на современный Nikon d600 с объективом Sigma 35mm f/1.4 ты упираешься с полностью открытой диафрагмой в нехватку светосилы для динамики даже на максимально допустимом значении ИСО 6400 при выдержке 1/60с, что уж говорить про консервную банку в таких условиях! И примеров подобных ситуаций можно привести массу.

Интернет полон мифов. Например, что Картье-Брессон перестал фотографировать в 40 лет, навсегда убрав фотоаппарат в шкаф, пережив кризис среднего возраста. После чего якобы занялся исключительно живописью. 40 лет Картье-Брессону исполнилось в 1948 году. Вот его фото с камерой в сентябре 1989 года, когда ему был 81 год. Он фотографирует, согласно описанию, во время демонстрации в поддержку демократии в Китае в парижском университете Сорбонна. И таких фотографий, где он с фотоаппаратом уже седовласый, хватает. И ведь он не только держался за камеру, рекламируя продукцию Leica. Стоит вспомнить хотя бы его приезды в Москву в 1954 и 1972-73 годы, уже после 40 лет. Фотографии, сделанные в этих поездках, размещены в интернете.

Размер фотоаппарата

По сути уличной съёмкой можно заниматься практически с любым фотоаппаратом, вопрос лишь в степени удобства, методах работы и уровне свободы в выборе сюжетов. Первый вопрос при выборе камеры это, конечно же, вопрос размера техники и тех самых килограммов оборудования.

В фильме “Леон” Люка Бессона наёмный убийца учит девочку, что начинать карьеру нужно с винтовки с оптическим прицелом, а потом с каждым новым заказом подбираться к объекту всё ближе и ближе, пока не доходишь до ножа. С винтовкой ты не будешь целиться в мишень с нескольких метров, тут уже нужно другое оружие. Этот же принцип можно применить и к уличной фотографии.

С мобильником ты получаешь максимальную свободу, т. к. они практически у всех, к ним люди привыкли. Взяв в руки цифрофыльницу, ты уже обозначаешь себя как фотографа, но тебя многие не принимают всерьёз. Увидя же тебя с зеркалкой, люди уже воспринимают тебя более серьёзно и настороженно, поэтому, открыто наводясь на резкость, фотографировать человека “в лоб” с расстояния в несколько метров уже затруднительно.

Комуфлирование

В своё время известный американский фотограф Уолкер Эванс сделал серию снимков в нью-йоркском метро скрытой камерой, спрятав фотоаппарат под пальто. Позже эти работы были собраны в виде книги, вышедшей в 1966 году под названием ‘Many are Called’. Его примеру следовали и другие фотографы, например, Картье-Брессон накрывал свой фотоаппарат сверху платком. Также он, когда заметил, что блестящие металлические части фотоаппарата привлекают внимание людей, стал заклеивать их чёрной изолентой.

– Ты что это там делаешь? Фотографируешь меня, что ли? – Уолкер Эванс скрытно снимает в нью-йоркском метро. Знаменитый режиссёр Стэнли Кубрик также снимал в нью-йоркском метро, подрабатывая фоторепортёром в молодости, но, насколько я знаю, делал это открыто, не пряча камеры. Он тогда был ещё без бороды и худым.

Не так давно прочитал на форуме клуба Фото.ру интересную историю. Один форумчанин рассказал, как заметил в районе Пушкинской площади в Москве мужчину, у которого на шее что-то висело, завёрнутое в пакет. Он не мог понять что это и решил ради любопытства последить за ним, обнаружив, что тот ведёт так фотосъёмку через пульт дистанционного управления, не привлекая внимания.

Мне кажется, смысла прятать камеру сейчас нет. Наоборот, если люди заметят, что ты так снимаешь, это вызовет вопросы и подозрения. Можно без всяких проблем ходить, по крайней мере, по центру города, с фотоаппаратом на шее и снимать также с помощью инфракрасного пультика, не прикасаясь к камере.

Автофокус или нужна ли Leica?

Немало фотографов грезят о вожделенной дальномерной камере Leica, которая стоит приличных денег. Мол, раз Картье-Брессон снимал, то, значит, это самое лучшее, что есть. На деле же в его молодости это был действительно передовой фотоаппарат – надёжный, миниатюрный по сравнению с аналогами. Но время не стоит на месте и появляются новые функции в фотоаппаратах.

Начинай Картье-Брессон свою карьеру фотографа сейчас, далеко не факт, что он камеру Leica вообще бы взял в руки. Мало того, что цена на нынешние модели заоблачная даже на барахолках, так ещё и особой надёжностью они не отличаются. Если же говорить про те самые легендарные плёночные камеры Leica, то учитывая, что Брессон снимал очень много (как я читал, оставил после себя около миллиона кадров), скорее всего он предпочёл бы цифру, а не плёнку. Словом то, что кто-то сделал удачные кадры на какую-то камеру далеко не показатель, что это лучший фотоаппарат. Снимали тем, что было доступно в тот момент.

Возьмём для примера достаточно популярную дальномерную модель Leica M6 – приятная в руках аскетичная камера без лишних новоротов, где из всей электронники только экспозамер. Но хвата под пальцы у неё по умолчанию нет, что уже заставляет обращаться с не аккуратней, а не выхватывать на бегу двумя пальцами.

Автофокус у дальномерных камер Leica отсутствует. Конечно, опытные фотографы скажут: “Да, я за долю секунды по пятну дальномера фокусируюсь!” Но представим ситуацию, вы в движении и на встречу движется объект съёмки. Вам надо поднять фотоаппарат к глазам, сфокусироваться, что не слишком комфортно как для фотографа, так и для незнакомых людей, которых ты снимаешь. Тут даже вопрос не в том, что ты получишь по ушам, просто сам по себе сюжет рассыпается: пропадает естественная мимика, человек зажимается, либо начинает позировать. Словом, исчезает непосредственность кадра. Иногда если модель обнаруживает фотографа, это может сработать в плюс кадру, но обычно идёт в минус.

Конечно, можно при отсутствии автофокуса сфокусироваться по шкале расстояний на объективе, снимать вслепую, но в таком случае будет много брака, а если съёмка велась на плёнку, то это ещё неэкономично выйдет.

Это не значит, что от мануальной оптики нужно совсем отказаться при уличной съёмке, просто на неё удобнее снимать, когда фотограф неподвижен. Он стоит на одном месте и выцеливает объект. Когда я просматривал снимки известных уличных фотографов, то многие из них были сделаны именно по такой технологии.

Анри Картье-Брессон в Москве. 1972 год.

Но есть техника и более быстрой съёмки. Как мне рассказывала мать моего приятеля, её знакомая видела в своё время Брессона на Арбате (она далека от мира фотографии и этот факт всплыл абсолютно случайно в разговоре) и тот бежал, как оглашенный, снимая всё подряд. Она ещё меня спросила: “Неужели, так можно что-то снять?!” Такой метод тоже возможен. Быстро идёшь, остановился, снял, побежал дальше, окружающие просто не успевают даже рот раскрыть, чтобы тебе что-то сказать – тебя и след простыл. Бежать за тобой многие не станут, если только не попадётся какой-нибудь псих.

Чтобы не снимать вслепую у современных фотоаппаратов помогает фокусировка по экрану. В таком случае не надо подымать фотоаппарат на уровень глаз и меньше привлекаешь внимание.

Если же в фотоаппарате есть автофокус, то всё намного проще. Взяв в руки камеру, хоть большую зеркалку, хоть маленькую мыльницу, идёшь и снимаешь, что заинтересует, “от пуза”, потом выбираешь кадры. Процент брака у меня при такой съёмке минимален.

Звук

Кроме размера фотоаппарат люди реагируют на звук. Когда снимаешь на цифромыльницу или телефон, аппарат работает практически бесшумно. Начав же пользоваться маленькой беззеркалкой Sony a7, я стал получать неоднократно претензии от окружающих. Слишком громко она клацкает затвором в тишине. Как-то даже разошедшая старорежимная бабка заявила, что меня надо забрать, куда следует! Наверное, ещё времена шпиономании при Сталине застала.

Поэтому при выборе камеры для уличной съёмки ориентируйтесь на звук срабатывания затвора, а не только на размер фотоаппарата. Во многих обзорах этой темы практически не касаются, а в видеороликах заглушают щелчки затвора фоновой музыкой. Поверьте, этот параметр камеры для уличной съёмки один из важнейших.

Когда звук тихий (к примеру, цифромыльницу Leica x2 совсем неслышно), то человек не может определить снимаешь ты или просто смотришь на экран – это его успокаивает. Георгий Пинхасов, рассказывая про сложности, с которыми сталкивается при съёмке, говорил, что часто просто делает вид, что разглядывает на экране сделанные фотографии, а сам в это время снимает.

Поведение

“Иногда тебя не замечают, иногда ты попадаешься, возникает конфликт. Всё зависит от степени твоей готовности, способности выкручиваться, защищаться”. Георгий Пинхасов.

– Дедушка, вам бы на печке сидеть, а вы фотографируете, надо же!
– Внученька, но надо же мне симпатичных тёлочек как-то цеплять.
Знаменитый уличный фэшн-фотограф Билл Каннингем за работой.

При уличной съёмки незнакомых людей большую роль играет поведение фотографа. Если он ведёт себя так, как будто имеет полное право на съёмку, то многие с этим негласно соглашаются. Мол, раз фотографирует, значит надо. Может, пресса. Тут важно достичь расслабленности. Если посмотреть на профессиональных фотографов, то многие из них умеют контактировать с людьми, знают, как улыбнуться, как завести диалог.

У новичка же возникает состояние зажатости. Особенно если он один, в компании намного легче. В итоге он находится под большим внутренним напряжением и это напряжение передаётся и окружающим, они уже начинают думать, что ты делаешь что-то недопустимое, раз сам мнёшься и ведёшь себя нерешительно.

Хотя я, например, не люблю контактировать с людьми во время фотосъёмки. Это отнимает силы и время, а у меня обычно намечен большой маршрут для прогулки, чтобы его осилить, лучше идти не останавливаясь и не отвлекаясь.

Глеб Пьяных общается с охранником. Мне понравилось, как Глеб ответил на вопрос вахтёра – не растерялся. Но он всё-таки журналист, язык лучше подвешен, чем у фотографа, привыкшего молча гулять с камерой.

Когда Глеб Пьяных снимал репортаж о новом ЖК рядом с набережной, в окне дома, рядом с которым он стоял, появился охранник и строго крикнул: “Что вы там делаете?” Глеб на это ему ответил: “Снимаю! Хотите поговорить об этом, давайте поговорим!” Сказано это было таким уверенным голосом, что охранник решил не выходить. Это при том, что Пьяных снимал сам себя для своего блога, т. е. не выглядел как солидный журналист, но сам его тон ответа уже остудил пыл вахтёра. В то время, как часто в таких случаях люди, сжимают голову в плечи и в ответ что-то мямлят. Я обычно просто ничего не отвечаю, как будто ко мне никто не обращался, это озадачивает другого человека.

Обстановка

Очень важно в какой обстановке вы фотографируете. К примеру, если вы делаете это на выставке, городском празднике, то для окружающих вы абсолютно понятны – снимаете как проходит мероприятия или городские украшения. Совсем другое дело, если вы пойдёте бродить с зеркалкой по будничной улице, это уже вызовет у людей вопросы.

Поэтому для начала лучше потренироваться на каких-то мероприятиях, снимая сюжеты с пришедшими на них людьми. К примеру, когда я в 2017 году целый год фотографировал фестивали “Московских сезонов”, то обстановка была совершенно расслабленной. Я снимал что хотел, кого хотел и за весь год, может, только несколько лёгких конфронтаций возникло, которые не особенно напрягли меня. Например, с охраной в ЦУМе.

Но стоило мне пройтись мартовским вечером по будничному району Нагатинский Затон, как получил сразу множество комментариев в свой адрес, начиная от предположения рабочего, что я фотографирую “закладки” и до увещеваний невесть от куда взявшегося из темноты кавказца: “Ты что снимаешь? Нельзя снимать!” Когда я встречал до этого тот же самый контингент в центре города на праздновании “Масленицы”, мне никто слова не сказал против съёмки.

Сергей Максимишин рассказывал в интервью, что сложнее всего в Москве снимать на рынке, но я туда даже не совался с фотоаппаратом. Как-то зайдя на Рижский рынок, я по привычке, не привлекая внимания, включил камеру в мобильнике и тут же заметил, что за мной стали озабоченно следить местные торговцы с Кавказа. В итоге я от греха подальше оттуда ушёл. Вообще там ничего не снял, подумал, ещё зарежут.

Методы съёмки

Чтобы подвести в конце итоговую черту, опишу методы уличной съёмки, которые я пробовал.

Самый простой это взять в руку мобильник и снимать не привлекая внимания. Можно даже на ходу и не смотря на экран. Главное, чтобы хорошо работал автофокус и выдержку ставить покороче. Максимум 1/60с при условии, что вы снимаете не двигаясь с места или при медленном движении. При быстрой ходьбе ставить короче.

Во время съёмки на ходу порой возникает психологическая проблема, когда ты непроизвольно ускоряешься от волнения, а надо, наоборот, замедляться для чётких кадров.

Мыльницей можно снимать примерно таким же способом. Если в ней ещё есть зум, то есть возможность выцеливать объект издалека. Внимание обычно маленькая коробочка в руках не привлекает, особенно если она чёрного цвета.

Дайдо Морияма гуляет по японским улицам с плёночной мыльницей Ricoh. Видео без звука, т. к. собрано из кусочков. Съёмка перемежалась интервью. Кому интересно, можете посмотреть на Ютубе целый фильм, он называется: “Daido Moriyama. Near Equal”. Второй неплохой фильм про него там же: “Memories of a dog Daido Moriyama’s Journey to Photography”.

Цифрозеркалкой и беззеркалкой я фотографирую людей на улицах, держа камеру обычно на уровня пояса. Вручную фокусируюсь редко, применяю автофокусировку. Хотя на праздниках, например, Дне города, можно расслабиться и снимать через оптический видоискатель – вокруг толпа, куча всего происходит, все очумевшие от впечатлений, поэтому человек с фотоаппаратом на этом фоне не слишком выделяется. Хотя и тут случались претензии. Помню, одна девушка сама влезла в кадр к одному ряженному и никак не отходила, а потом возмущалась, что я её сфотографировал. Уже даже её парень ей стал говорил: “Да плевать!” В итоге сошлись на том, что я ей потом её фото скинул.

Удобно снимать через оптический видоискатель телеобъективом. Когда ты издали фотографируешь, то не так напрягаешь людей. Но автофокусные телеобъективы обычно довольно тяжёлые. К примеру, у меня есть Nikon 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR и с ним просто так не погуляешь, если ты не Шварценеггер. Оттягивает руки. А есть и ещё больше трубы.

Мануальной оптикой в динамике съёмка “в лоб” обычно проблематична. Я пытался приноровиться, установив по шкале фокусировку на бесконечность, чтобы гарантировано получить резкость, но столкнулся с проблемой расстояния для съёмки.

Для короткофокусных объективов расстояние, с которого начинается для объектива бесконечность, достаточно малое, а у более длиннофокусной оптики соответственно оно больше. К примеру, у Zuiko 28мм f/2 бесконечность по шкале фокусировки начинается после 3 метров, а у Zuiko 135mm f/2.8 после 30 метров.

Идёшь ты по улице и видишь интересного персонажа на расстоянии, например, 10 метров, объектив сфокусирован на бесконечность. У широкоугольника человек будет в зоне резкости, но слишком далеко, не получится снять крупным планом, придётся сильно кадрировать снимок после съёмки. А для телеобъктива объект будет в зоне нерезкости, т. к. она начинается дальше, к примеру, после упомянутых 30 метров. Но если ты будешь снимать этого же человека с 30+ метров, он опять будет слишком далеко и придётся кадрировать после фото.

Сколько я не пытался подобрать в этом плане идеальный объектив, чтобы уже на бесконечности получать достаточно крупные уличные портреты, так ничего и не вышло, перепробовал много вариантов.

При фотографирования мануальной оптикой лучше подходит съёмка по принципу выцеливания. Занимаясь фотоохотой, вы сидите или стоите в засаде, можно неспешно прогуливаться. Увидя интересный объект, со стороны его фотографируете.

Вариант, когда вы бродите по городу в поисках кадров, вдруг видите сюжет, подходящий персонаж появился близко от вас из-за угла и надо срочно среагировать – не для мануальной оптики. В современных фотоаппаратах ставят матрицы с большим количеством мегапикселей и чуть-чуть не довернул кольцо фокусировки – уже всё смазано. Единственный приемлемый вариант применения в данном ситуации мануальных объективов – это использование автофокусных адаптеров, например Techart Pro.

Про “решающие моменты”

Многие фотографы любят повторять, про “решающий момент”. В их сознании, особенно если это любители-новички, складывается образ мэтра, который идёт по улице, вдруг видит удачный сюжет и сделав единственный гениальный кадр, довольный удаляется домой. Они также начинают “ходить кругами”, пытаться “снимать глазами”, но в итоге у них мало что получается и остаётся только, прицокивая языком, рассуждать про чужую гениальность и списывать всё на неё.

Я по своему опыту, могу сказать к чему приводит попытка фотографировать по данному алгоритму. Идёшь и думаешь: “Этот кадр может быть подошёл бы в серию, но сам по себе проходной, а этот вроде не плох, но не гениален, пропускаем…” В итоге у тебя ничего не снято за целый день. Так ты можешь годами ходить.

На деле такой подход не работает и работать никогда не будет, потому что абсолютно неправильно истолковывается философия “решающего момента”. Да, надо быть наблюдательным, порой ты находишь подходящую натуру, но чего-то не хватает для удачного кадра и ты ждёшь.

Но при этом множество известных фотографов вовсе не ждали один единственный гениальный кадр. Тот же Картье-Брессон отщёлкивал множество плёнок. К примеру, в музее хранится плёнка с его известным кадром велосипедиста, снятым с лестницы. Когда мне попалось случайно фото этого экспоната в гугл-картинках (сейчас уже не смог найти), я был поражён – Брессон просто стоял там и монотонно отщёлкивал плёнку кадр за кадром, даже когда в кадре никого не было! В итоге из 36 кадров ему удалось сделать один удачный с велосипедистом. При таком подходе я верю, что после него осталось около миллиона снимков и ничего удивительного, что знакомы общественности всего несколько тысяч.

Картье-Брессон отщёлкал целую плёнку, стоя на этой лестнице.

Австралийский фотограф Магнума Трент Парк, снимая свои серии про Австралию, отщёлкивал до сорока пленок в день, и, по его словам, почти разорился на них.

После смерти американского гиганта уличной фотографии, Гарри Виногранда, было найдено 2500 вообще не проявленных плёнок, 6500 плёнок, которые были проявлены, но “контакты” с них никогда не были напечатаны, 3000 плёнок, с которых были напечатаны “контакты”, но “контактные” листы не содержали никаких пометок, то есть, судя по всему, Виногранд эти листы просто никогда не брал в руки. Уж про то сколько он всего плёнок снял и отсмотрел и говорить смысла нет.

В одном только 1964 году на своём стареньком Форде, Виногранд пересёк Америку, сняв примерно 20 тыс. кадров (550 плёнок). Он напечатал “контакты”, разобрал их и, в конце концов, сделал около тысячи рабочих отпечатков. Из этой тысячи в своих выставках и публикациях он использовал 50.

Многие успешные нынешние фотографы, которые получили крупные награды в мире фотографии, говорят о том, что снимают много и надо снимать, как можно больше, это помогает учиться.

Поэтому забудьте про хождения кругами в поисках идеального кадра. Даже если вы его вдруг увидите, вы будете “не разогреты” и в итоге, скорее всего, упустите, т. к. не будете ожидать. У меня это было много раз. Когда ты снимаешь много, то разгоняешься, можешь снимать быстро, уверенно, чувствуешь фотоаппарат в руках, когда ходишь и ждёшь – дубеешь. Динамику так не снимают. Ждать кадра можно тогда, когда вы “в засаде”. Выбрали фон, ракурс и только нужен проходящий человек, чтобы полностью был готов сюжет.

Порой хорошие кадры получаются сами собой. Даже когда нет ничего интересного, просто идёшь по улице и начинаешь снимать окружающее пространство, экспериментируя и потом, когда просматриваешь материал, порой видишь удачные снимки. Такой подход у многих известных фотографов.

К тому же не всегда ты можешь сразу оценить кадр. К примеру, Дайдо Морияма, по его собственному признанию, делая фото бродячего пса, даже представить не мог, что этот снимок его прославит. Вообще, несколько десятков лет в фотосообществе Японии думали, что он просто не умеет фотографировать и только потом признали его авторский стиль.

Мне кажется, основное правило уличной фотографии – не напрягать окружающих, а уже этого результата каждый достигает по-своему. Кто-то, по-шпионски снимает маленькой камерой, кто-то бродя с большой чёрной зеркалкой, к которой прикручен солидный объктив, напускает на себя серьёзный вид или с улыбкой общается с горожанами.

У каждого свой метод. Но я всегда говорю – главное, результат. Неважно, обругали тебя или гневно на тебя посмотрели – главное, что отснят материал. Зацикливаться на реакции окружающих не стоит.

Любой уличный фотограф слышал ни один раз сакраментальный вопрос от окружающих: “Зачем снимаешь?” Когда снимаешь порой на окраине Москвы, так вообще ощущение, что в какую-то древнюю эпоху переместился – у всех мобильники с камерой, но люди искренне удивляются человеку с фотоаппаратом. Наверное, потому, что он фотографирует не себя любимого, делая очередное селфи, ведь фотоаппарат, по мнению такой публики, только для таких вещей и был создан.