Квадрокоптеры

Ответ ФСО о квадрокоптерах

07.02.2018

В настоящее время квадрокоптеры распространяются всё больше и больше. Дрон можно свободно купить в магазине или на барахолке. Интернет постоянно пополняются новыми фотографиями и видео, снятыми с высоты. В то же время ситуация с законодательством поводу запуска дронов остаётся неясной. Одно время их вроде бы запрещали, потом разрешили с условием регистрации, но регистрировать было негде (известный сайт на тему оказался неофициальным). Так всё и заглохло.

Когда я попытался разобраться в этом вопросе досконально с помощью интернета и форумов, то не нашёл ничего, кроме домыслов. Одни пишут, что летают, где угодно, другие – пугают, стоит только запустить дрон и тебя тут же скрутят и отправят в ГУЛАГ.

Учитывая, что я подумываю о приобретении квадрокоптера, я решил обратиться в ФСО за разъяснениями, т.к. вопросы фотосъёмки находятся в их ведении. Спустя месяц на моё письмо пришёл ответ, где было сформулированы ответы на мои вопросы с юридической точки зрения. В этом плане ситуация несколько прояснилось: нужно обращаться за разрешением в ЕС ОрВД, представлять план полёта, также есть ссылка на закон о сертификации на видеосъёмку с высоты и необходимость согласования к исполнительной властью полётов в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. За самовольное использование владельцу коптера грозит административный штраф от 2 до 5 тысяч. (Те, кто, делая глаза как плошки, пугал уголовщиной и отправкой в Сибирь, могут передохнуть).

Таким образом категорично отрицательного ответа я не получил, выяснив, что съёмка носит разрешительный характер. Однако, несмотря на появившуюся конкретику с юридической точки зрения, чёткий алгоритм получения разрешений нужно еще выяснять. Например, непонятно, как регламентируется, к примеру, запуск дрона на высоту пару метров от земли, чтобы сфотографировать себя со стороны без селфи-палки или снять видео для блога в отсутствии оператора. Является ли это нарушением воздушного пространства, нужно ли за каждое подобное селфи обращаться за разрешением в контролирующие органы? Если нет, то где кончаются границы дозволенного? Словом, придётся выяснять этот вопрос дальше уже в других инстанциях.

Забавно, один мой знакомый, узнав, что я отправил письмо в ФСО, тряся указательным пальцем поднятым кверху зловеще сказал: “Допишешься, писатель!” Но потом успокоился, когда я сказал, что ФСО это всё-таки не ФСБ.

Продолжение истории здесь.

Ответ ФСО на моё письмо.

“Полеты беспилотных летательных аппаратов (или по терминологии Воздушного кодекса Российской Федерации – беспилотных воздушных судов) отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Как следует из содержания обращения заявитель предполагает использовать для проведения фотосъемочных работ квадрокоптер – беспилотное гражданское воздушное судно (далее – БПГВС).

Физические лица, планирующие осуществлять запуски БПГВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и для полетов БПГВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 (далее – ФП ИВП). Для выполнения полетов БПГВС ФП ИВП установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД) представленного плана полета БПГВС, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства БПГВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БПГВС. Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171.

Планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами “Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации”, утвержденными приказом Минтранса России от 16 января 2012 г. №6.

При необходимости использования воздушного пространства БПГВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства в соответствии с пунктом 49 ФП ИВП дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Порядок получения соответствующего разрешения установлен постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2014 г. № 391-ПП “Об использовании воздушного пространства над Москвой”.

Также приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 48 в воздушном пространстве над г. Москвой установлены запретные зоны. Согласно пункту 40 ФП ИВП, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых такие зоны установлены.

Кроме того, в соответствии с разделом VI “Общие правила выполнения авиационных работ” Федеральных авиационных правил “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”, утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БПГВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам “Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации”, утвержденным приказом Минтранса России от 23 декабря 2009 г. № 249.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 № 202 “Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года” в период с 1 июня по 17 июля 2018 г. будут установлены усиленные меры безопасности, в том числе в области использования воздушного пространства.

В соответствии со статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил использования воздушного пространства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет (статья 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”.