Очень часто обыватель далекий от фотографии или фотолюбитель-новичок, увидев удачный снимок снятый, к примеру, на консервную банку телефон, умиляется: “Главное прямые руки! Хорошие кадры можно чем угодно делать!”
Да, действительно, при каких-то условиях, удачный кадр можно сделать и на телефон. При этом будет 100500 условий, при которых ты получишь неудачные кадры. Но в голове у таких людей почему-то укореняются совсем другие выводы, что качественная техника не нужна, можно на любой самый примитивный фотоаппарат снимать – главное “прямые руки” и какая-то особая магия.
Подобная психология характерна для дилетанта. Фотографу нужно не удачный снимок сделать, вспомнив во время пробежки по улице о телефоне в кармане, а отработать заданные сюжеты в заданных условиях. Это может быть крупный план птицы, сидящей высоко на дереве, съёмка ночного концерта, получения качественного оптического размытия фона (бокэ) на портрете, а не его компьютерной имитации. И в таких ситуациях фототехника низкого качества будет абсолютно бессильна.
Я бы посмотрел на таких с “прямыми руками” как бы они, скуля, рвали на голове волосы, пытаясь снимать динамику при высококонтрастных сценах, если бы в камере был узкий динамический диапазон.
Как-то в начале 2010-х один мой знакомый зашёл в магазин и купил небольшую серебристую цифромыльницу известной фирмы, не утруждая себя чтением обзоров. Во время нашей фото-прогулки я решил протестировать его новый фотоаппарат, обнаружив, что картинка либо уходит, где трава, в чёрное, либо выбеляется, где небо. Словом динамический диапазон был крайне узок, его не хватало для качественных фото даже при не слишком контрастном освещении. Выбора формата RAW в настройках цифромыльницы не было, только JPG, который совершенно не тянулся в фоторедакторе.
Если статичный пейзаж ещё можно было снять, сделав снимки с разным значением экспозиции и после сшив их в программе по технологии HDR (хотя картинка с этой цифромыльницы получалась по умолчанию с задранной контрастностью и насыщенностью), то в динамике это бы не сработало, т. к. объекты двигаются и ровная сшивка кадров невозможна. И далеко не всегда поможет ретушь в фоторедакторе. Хорошо, если проблема, к примеру, только в небе, которое можно дорисовать, но бывают сцены, где динамика идёт в обоих контрастных частях кадра.
При этом ещё и функция брекетинга в этой цифромыльнице отсутствовала, т. е. автоматически камера не делала несколько снимков в указанной вилке экспозиции. Надо было самому менять значения параметров вручную, а следовательно и камеру невольно смещать при этом, если руки не железные. Поэтому для качественного HDR нужен был ещё и штатив, иначе трудно было бы совместить кадры.
И таких примеров можно привести множество, когда фотоаппаратура просто не может отработать нужные фотографу сюжеты. Вы хотите фотографировать что хотите или что у вас получится, согласно ограничениям фотоаппарата? Это принципиальная разница.
Просто люди не знают всей этой кухни и друг за другом повторяют бред. Да, можно снять какие-то удачные кадры на консервную банку, только в большинстве случаев ты будешь кусать локти и плакать, смотря на результат. Чем я только не снимал с 2003 года, чтобы утверждать это.
Конечно, если полному профану дать дорогой фотоаппарат, то у него вряд ли попрут шедевры, т. к. нет ощущения кадра, понимания какой ракурс выбрать, видения сюжетов. Всё-таки глазами мы видим всё несколько иначе, чем получается на фото и нужен определённый опыт, чтобы сопоставить эти различия. Тем не менее чем лучше фотоаппарат тем больше возможностей получить качественный результат.
Особенно смешно, когда “подсадные утки”-маркетологи начинаются лопухов убеждать, что телефоны фотографируют уже на уровне дорогих зеркалок (чтобы обосновать дикую цену на мобильники), а сами в пресс-релизах используют фотографии, сделанные на зеркалки. Потом эти фото люди находили на фотостоках и в исходниках была указан зеркальная камера! Гнусмас и другие фирмы на этом попадались. В ответ на разоблачение от этих фирм было только невнятное бормотание, что просто работник был невнимателен и пр.
Также как маркетологи-фирм, проигравших зеркальный рынок, вопят в интернете с подставных ников о том, какие зеркалки тяжёлые, а беззеркалки лёгкие, зомбируя фотолюбителей. В обзоре Sony a7 я показал, что это не так: либо, учитывая оптику, такой же вес, а то и больше, либо качество фото ниже.
Сейчас куда не сунешься, везде тебя пытаются обмануть и тобой манипулировать ради своей выгоды. Просто многие все эти ниточки и теневую работу не видят и ничего не понимают. Живут в своём мирке, счастливые в своей слепоте, пока разного рода умники их доят. А потом спохватываются, когда становятся жертвой: “Как же так, как же так!” Думать своей головой просто надо.
Если даже в области фотографии хватает мифотворческой ерунды, которую люди бездумно повторяют, то о внедрённых ложных идеях в масштабах страны и мира даже и говорить уже не приходится. Порой создаётся впечатление, что внедрить в сознание людей, отученных самостоятельно думать, можно что угодно – главное, это почаще им повторять, приучая к определённым мыслям, как ребёнка к соске.