Кинорецензии

Предсказание. Еврейские страхи 1993 года

11.12.2020

Эльдар Рязанов – яркий режиссёр советского кинематографа, известный своими комедиями. В 90-е он попытался перестроиться под новые времена, сняв неоднозначные фильмы, одним из которых является “Предсказание” про смутное время начала 90-х.

Многие считают, что именно на этом фильме Рязанов закончился как режиссер, кто-то говорит, что это произошло ещё раньше, когда была снята “Дорогая Елена Сергеевна”.  Он и сам, похоже, понимал, что выдохся, когда в конце 80-х написал строки:

Но невозможно без конца черпать —
Колодец не бездонным оказался.
А я привык давать, давать, давать!..
И, очевидно, вдрызг поиздержался.
Проснусь под утро… Долго не засну…
О, как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
Покамест никому ещё не видно.

К его творчеству я достаточно равнодушен, в тех фильмах, которые я видел, порой проступала какая-то нездоровая плаксивость. Его персонажи мечутся туда-сюда, как в “Иронии судьбы…”, которую я посмотрел только во взрослом возрасте.

Попробовал ознакомиться с фильмом Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», снятый в середине 00-х – выключил на половине. Мерзкая пошлость. Мне даже смотреть это было неприятно, а режиссер получал удовольствие от съёмки и это не бред впавшего в маразм старика, по его словам, он ещё при СССР, в конце 80-х, такое задумал снять.

Непонятно зачем поместили на обложку молодого Басилашвили времён “Служебного романа”. Наверное, чтобы не так ущербно смотрелся роман пенсионера с молоденькой девушкой. В иностранном издании фильма главный герой тактично размыт на заднем плане.

Фильм “Предсказание” поставлен по одноимённой повести Эльдара Рязанова. Написал её режиссёр ещё в 1990 году, но тогда её печатать не стали. Впервые она была опубликована в журнале «Юность» в № 1 и 2 за 1992 год. В том же году он стал готовиться к экранизации своего произведения.

В мировой прокат кино вышло 24 ноября 1993, а известные события с расстрелом Верховного совета произошли чуть раньше с 21 сентября по 4 октября 1993 года. Фильм повествует о страхах советского еврейства в перестроечную пору и события фильма неплохо отражают атмосферу Октябрьского путча 1993 года.

Сложно сейчас предсказать, какую бы страну мы получили, если тогда попытка переворота увенчалась успехом. В начале 90-х для России было множество вариантов развития: восстановление монархии, западная псевдо-демократия, военная диктатура и пр. Возможно, Россия получила бы военный коммунизм.

Главный герой фильма – Олег Горюнов, известный писатель. Его играет Олег Басилашвили в своём привычном амплуа: немолодой, забронзовевший, представительный мужчина, крепко стоящий на ногах в материальном плане. Он не витает в облаках, а знает ещё с советских времён, где и что можно купить, как достать, имеет нужные связи. По российским меркам он вполне обеспечен: квартира в центре Москвы, машина, видеокамера, его книги печатаются в парижских издательствах. Но во взгляде – грусть, он ещё не оклемался от потери жены.

В начале фильма показывается купе в поезде, где Горюнов общается с одним из членов партии русских патриотов, которому не понравилось, как он о них отзывался. Тот грозит писателю: “Мы ведь всё запоминаем, фиксируем”. Герой Басилашвили вспоминает о переданной ему записке, где ему написали: “Берегись, Горюнов, сын жидовки и эссесовца!” и прямо спрашивает, не его ли это рук дело? На что его собеседник лишь усмехается: “Слишком мелко о нас думаете”.

Во-первых, эта сцена сразу прямым текстом говорит, что герой – галахический еврей, т. е. кошерный, правильный – по матери. Такое же происхождение у Олега Басилашвили и Эльдара Рязанова. Тут они – два сапога пара. Поэтому можно сказать, что фильм они снимали про себя. А, во-вторых, она станет отправной точкой в возникновении приступа шизофрении у героя на фоне общей тревожности.

В сцене во дворе на ветру Олег Басилашвили косплеит Майкла Дугласа, тот тоже прославился ролями импозантных мужчин в возрасте, можно вспомнить такие фильмы с ним, как “Уолл-стрит”, “Игра”, “Идеальное убийство”.

Чтобы задать определённый лейтмотив повествованию и показать общий фон фильма, я процитирую некоторые избранные места из этой повести Эльдара Рязанова.

“Те, кто думал, что в отличие от зеков живут на свободе, ошибались. Просто зона у них была побольше, а колючая проволока их лагеря шла по государственной границе СССР… Для нас, вероятно, Париж был более сильным впечатлением, нежели для свободных западных обитателей, ибо мы приехали из огромного, нищего и бесправного концлагеря, где ничего нет и где живет около трёхсот миллионов заключенных… И ещё я с болью в сердце отметил, что более злопамятного и бесчеловечного строя, чем наш, в котором мне довелось прожить все свои годы, наверное, не было никогда в истории… Кстати, большевики-то разорили страну, нанесли ей урон, с которым не может сравниться никакая чужеземная оккупация… Я расплывчато осознал, что наш строй воспринял и унаследовал гитлеровский расизм…. Чёрные силы во главе с коммунистами оправились и перешли в наступление.

Это пришло к нему как откровение – он понял, что понятия «советский народ» не существует. Люди, родившиеся при этой власти и воспитанные ею, разучившиеся работать, разложившиеся от алкоголя, умеющие только доносить и убивать, грабить и делить, – это не народ. Это толпа, сборище, быдло. Чудовищная страна… Я еду в Израиль по приглашению, на месяц, но я не вернусь в вонючую помойку под названием СССР.

Убегай отсюда! У этой страны нет будущего. Скоро здесь все потонет в крови, неужели ты не понимаешь? Ты видел очереди у посольств? Пойми, это не эмиграция, это – эвакуация!”

Вот такие размышления, который доносит до читателя Рязанов устами одного из своих героев. Известная либеральная повестка. Режиссёр много лет держал это в себе, а тут выплеснул на бумагу, уже не таясь, когда стало можно. А вот кое-что из стихов маэстро на тему:

Жить бы мне
В такой стране,
Чтобы ей гордиться.
Только мне
В большом говне
Довелось родиться.

Не помог России Бог,
Царь или республика.
Наш народ
Ворует, пьет,
Гадит из-за рублика.

Обмануть,
Предать, надуть,
Обокрасть — как славно-то!
Страшен путь
Во мрак и жуть,
Родина державная.

Сколько лет
Все нет и нет
Жизни человеческой.
Мчат года…
Всегда беда
Над тобой Отечество.

Типичное еврейское нытье. Где бы такой еврей не был, он везде будет ныть. При царе евреи ныли что их не впускают в Россию, при СССР, что не выпускают, а сейчас просто ноют. Некуда им податься на самом деле, для них даже Израиль – чужая страна, отсюда давящее чувство неполноценности, рождающее в тёмных уголках души зависть и злость в отношении тех, у кого есть свой дом.

Рязанов жалуется на предательство, надувательство, а сам не предал ли публику, начав делать откровенно русофобские фильмы, когда стало можно и модно? Не обманывал ли он зрителей, вынуждено снимая на потребу толпе свои комедии, хотя сам хотел снимать что-то в стиле мракобесия про Андерсена? Гадил он в данном случае, конечно, не из-за рублика, а по велению души. Хотя деньги тоже не помешают.

Саундтрек: Alphaville – Jerusalem.

Некоторые наивные зрители, которым нравились советские фильмы Рязанова, недоумевали, откуда такая ненависть. Подобное можно назвать плевком в лицо своей аудитории.

Если же посмотреть на гражданскую деятельность Олега Басилашвили, то он последовательно раз за разом выступал по любому поводу против интересов России, против её населения, распевая осанну демократическим реформам Ельцина и Гайдара, разорившим людей и отправившим благодаря сверхсмертности миллионы граждан на кладбище раньше срока.

Складывается впечатление, что для подобных людей, чем хуже для России, тем лучше. Это при том, что Басилашвили, родившись и проведя жизнь в СССР и в России, стал здесь заметным актёром и получил признание зрителей. Если бы он жил в Америке, он бы, наверное, действовал точно также уже против американцев. Такова уж суть либерально-троцкистской среды и антигосударственных элементов.

Самое лучшее время для либеральной публики – это, когда местному населению как можно хуже. Например, Россия 90-х или Германия в 20-е годы прошлого века. В российские 90-е они радостно поливали помоями бывших советских граждан, убеждая в том, что они не народ, они вообще ничто, мразь, ни советского, ни русского народа не существует. Многовековая еврейская ненависть из-за отсутствия собственной государственности и постоянной жизни в гостях, которую носили под сердцем представители либеральной общественности, выплеснулась наружу.

Фатализм – один из основных мотивов фильма.

Сделать выводы о Рязанове, как о человеке, думаю, несложно. Для меня он – обычный приспособленец. При советской власти он ради гешефта вынужден был творить на потребу советским зрителям относительно приличное кино под присмотром цензуры, а уже в 90-е, не таясь, показал свой настоящий образ мыслей, что он думает об этой стране и её жителях, отразил своё нутро в своих новых фильмах, в том числе про Андерсена. Если бы к власти вдруг опять пришли коммунисты, такие люди снова стали бы петь им хвалу.

Всё выше сказанное необходимо осознать, чтобы понимать, что хотел сказать автор, его тайный язык и ту проблематику, которую он подымает.

Мы остановились на том, что в купе поезда либерально настроенный герой получает туманную угрозу от патриота. Потом на вокзале гадалка предсказывает, что ему осталось жить всего 1 день. На фоне этого предсказания и потрясений в стране (например, у вокзала в фильме стоит БТР с солдатами), у героя начинает ехать крыша.

Отдельное внимание хочется уделить атмосфере. Дух перестроечной эпохи, мрачных и тревожных 90-х передан довольно неплохо. Ощущение смуты, беспорядка, нестабильности. Холодная осень. Старые дворы, хранящие тайны своих посетителей, листопад. На улицах дым, они кажутся сиротливыми и мрачными.

Паспорт Олега Горюнова. Год рождения – 1937.

Дома Горюнов встречает молодую копию самого себя. Учитывая, что он родился в 1937 году (время Большой чистки) и признаётся в конце фильма, что его молодость убили, то эту встречу можно охарактеризовать как встречу с тем временем и страхами героя в эпоху Сталина. У Олега Басилашвили молодость тоже была неудачной и в карьерном и в личном плане, он состоялся в жизни только уже в зрелом возрасте.

Вместе два Горюнова, старый и молодой, идут мстить палачу Берии, который убивал в вагоне поезда жертв. Возникает невольно вопрос, зачем убивать тайно, когда открыто “чёрные воронки” забирали врагов народа, даже высокопоставленных и известных людей, отправляя их в ГУЛАГ или на расстрельные полигоны? Но тут важно показать незаконность таких действий. Ведь если был суд и приговор, то невольно возникла бы мысль, может, за дело осудили?

Репрессированные евреи очень любят жаловаться на 37 год, при этом представляют ситуацию таким образом, что якобы хватали просто так, ни за что сажали, ни за что расстреливали. Но если начать разбираться подробней, то оказывается осудили-то многих вполне за конкретную деятельность. Это была борьба за власть внутри новой советской элиты, которую троцкистский блок в итоге проиграл сталинцам.

Возвращаясь к записке, упомянутой в начале фильма, где отец героя назывался эсэсовцем, в этом может быть ключ. Каким образом мог в сталинской государстве после войны оказаться бывший эсэсовец? Речь, возможно. идет о хиви, добровольных помощниках немцев во время ВОВ. Таким образом отец Горюнова мог быть осужден и ликвидирован за сотрудничество с немцами, а вся эта история с отравлением в вагоне – игра воображения, сходящего с ума писателя.

Во время визита к палачу Берии.

Любопытен и ещё такой момент, что фамилия у палача – Поплавский, которая встречается в том числе среди евреев. После того, как он сымитировал отравление перед героями и звонит им домой, чтобы похвастаться, как их надул, он говорит: “Воскрес из мертвых, как Христос”. Мало того, что тут проводят параллель палача с Христом, так ещё и у Поплавского было ненастоящее воскрешение, т. е. не чудо, а обман. Не знаю, что имел ввиду этим сам Рязанов, но смотрится это, как типичный плевок евреев, придерживающихся иудейских ценностей, на христианство. Они ненавидят Христа уже тысячи лет за то, что он за отказ в покаянии назвал их детьми дьявола.

Уморителен эпизод с Романом Карцевым, который предлагает Горюнову облить себя бензином и совершить акт самосожжения на Красной площади, выразив таким образом протест против коммунистов. Выглядит это как фарс, продолжая развивать в сюжете тему либеральной шизофрении.

Зайдя на могилу родителей, герой Басилашвили видит на их памятниках фашистскую статистику, что прямо отсылает к еврейским жалобам на русский фашизм.

В те времена многие из либерально настроенной публики боялись реванша красно-коричневых. Также в этой тусовке распространён патологический страх перед коренным населением из деревни. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть фильмы того же Кончаловского (“Глянец”, “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”, “Курочка Ряба”, “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына”). Там, где Шукшин показал бы деревенскую жизнь с любовью и юмором, Кончаловский показывает со страхом, перемешанным с брезгливостью.

Фильм “Предсказание” проходит под девизом: «Сейчас такое начнётся!» Именно с такими словами из нашего дома эмигрировала в начале 90-х одна еврейская семья. Тогда сионисты нагнетали страху на советское еврейство, побуждая их ехать в Израиль.

Тут уместно вспомнить случай в одном американском студенческом городке, где на стенах домов вдруг появились антисемитские надписи. Началось расследование и в итоге засняли, как эти надписи ночью рисовала еврейская студентка, которая больше всего по поводу этого возмущалась. Таким образом, очевидно, она пыталась привлечь к себе внимание.

Герой Басилашвили внутренне мечется, показывая метания советского еврейства в 1993 году, то ли пора бежать и либеральное шапито сворачивается, то ли удастся переждать или уже поздно бежать…

Либералы демонстрируют сцену харассмента. Французская красотка Ирен Жакоб способна порадовать глаз практически любого гетеросексуального мужчины.

Кроме молодой копии себя, в фильме появляется и другой основной действующий персонаж – молодая кассирша “Сбербанка” Люда, которую играет французская актриса Ирен Жакоб. С ней Горюнова был до этого платонический роман, но тогда он был женат. А сейчас, когда он стал вдовцом и ему по предсказанию осталось жить всего один день, он решается перевести роман в физическую плоскость, пригласив даму к себе домой.

Старичку захотелось плотских утех, но добычу попытался перехвалить более молодой самец.

В 56 лет по паспорту, петух в штанах героя ещё кукарекает (самому Олегу Басилашвили тогда было 59), учитывая сцену секса на даче. Когда молодая девушка (Ирен Жакоб было в момент выхода фильма 27 лет, в фильме она называет свой возраст – 26, но выглядит она моложе, как студентка) раздевалась перед стариком, годящимся ей в отцы, отдавая ему своё молодое тело и он при этом смотрел на неё с вожделением старого кобеля, чуть ли не слюна капала изо рта, это выглядело откровенно мерзко. Словно, склонении к педофилии и это отец совершал акт инцеста с дочерью.

В сцене, когда герой Басилашвили выпроваживает из квартиры молодую копию себя, изрядно принявшую на грудь, может показаться странным, что он зачем-то одевает на молодого Олега женское пальто Люды. Но этим он символично показывает свой доминантный статус мужчины.

Честно говоря, я думал Горюнов умрёт от инфаркта на этой женщине, переоценив свои силы и на этом его история закончится. Или ещё до секса, перевозбудится и прихватит сердечко от вида юной голой девушки.

Сначала я не мог понять, зачем было приглашать актрису из другой страны, когда своих достаточно. Но если обратить внимание на подтекст, получается, это молодая прозападная демократия или молодая прозападная Россия, у которой со старой советской интеллигенцией либерального толка завязывается роман.

Старая жена героя Басилашвили была Советской Россией, она умерла, теперь он пытается строить отношения с новой женщиной, т. е. страной. Но Люда замужем за одним хозяев жизни тогдашнего времени – бандитом.

Бандит звонит с требованием позвать свою жену, но Горюнов ему отказывает. За это бандит, приехав со своими братками, поджёг герою Басилашвили дверь. Если бы звонящим был Чак Норрис у героя Басилашвили потеплело во время этого звонка в штанах и пришлось бы их менять.

Тема женской измены тут весьма неплохо раскрывается, пусть даже женщина замужем, у неё всё есть, но в какой-то момент ей захочется приключений, откусить еще кусочек удовольствий и она начнёт для развлечения изменять. Какой бы муж у неё не был.

В данном случает герой Олега Басилашвили сыграл роль типичного Васёчка, наставляющего рога законному мужу. В контексте фильма либеральные интеллигенты отнимают власть в России у бандитов.

Эта сцена отдаёт педофилией. Совокупление дедушки с дочкой или даже внучкой. Всё-таки, когда актёр уже выглядит дедом, в половые партнёры на экране ему нужно выбирать бабку, иначе это выглядит просто смешно и нелепо, как тут. Хотя тогда смотреть будет не на что, секс пенсионеров на экране вряд ли многих заинтересует. И обратите внимание, женщина тут изменяла мужу, даже не сняв обручального кольца. Уже тогда, в начале 90-х, началась информационная работа по разрушению семьи. Измена тут показывается, как нечто абсолютно нормальное и даже правильное. Так программируются мозги зрителям.

Когда Горюнов выходит из дома, бандиты, мстящие ему за секс с чужой женой, убивают его молодую копию, собравшуюся в Израиль, выстрелив из машины красного цвета. Хотя может быть это был привет от “воскресшего” Поплавского, поэтому и цвет машины такой. Тогда получается прямая отсылка к убитой во время Сталина молодости, когда, согласно стихотворению того же Мандельштама, либеральные евреи жили “под собой не чуяв страны”. Что случилось, когда они эту страну под собой почуяли видно из истории 90-х.

Герой получает от умирающего себя билет и паспорт со слоганом: «Это не эмиграция, а эвакуация». Он в растерянности, но Люда рядом готова силой запихнуть его в самолет и отправить на Землю Обетованную.

В конце этого монолога стоило добавить бегущую строку: “Реклама оплачена правительством Израиля”.

Герой едет в аэропорт, но в последний момент передумывает, приходя в себя. Он верит в будущую либеральную Россию и по сути его прогноз оправдывается.

В итоге другая гадалка говорит в аэропорту Люде, что у неё будет ребёнок и оплодотворивший её Горюнов остается этого ребёнка ждать. Не хватало только для этой сцены пустить в качестве звуковой дорожки песню “Я остаюсь” Анатолия Крупнова.

В плане символизма сцена может читаться, как оплодотворившее западную демократию в России советское еврейство, ждет её плодов. Собственно плоды появилась в виде войны в Чечне, продажи банка Россия иностранным акционерам, грабительской приватизации, дефолта 1998 года из-за аферы с ГКО, закрытия заводов, гибели деревень, сверхсмертности и т. п.

Вот такой фильм получился у Рязанова про еврейские страхи начала 90-х. Трудно сказать, как кино выглядело в то время, я этот фильм посмотрел совсем недавно и не удивлён, что его не крутили особенно по телевизору, по крайней мере мне он не попадался в 90-е, когда я ещё включал телевизор.

В нынешнее время фильм смотрится как злая пародия на эмиграцию 90-х и еврейские страхи того времени, когда у героя, прямо обозначенного в самом начале фильма евреем, на фоне сложной обстановки вокруг происходит обострение шизофрении. Отсюда и весь сюрреализм фильма и заграничный паспорт для выезда, оказавшийся оформленным не на данные молодой копии герои, а на него самого (год рождения, фото). Значит, он оформлял его сам и сам же думал о выезде из страны, а появление молодой копии себя – это полемика с самим собой, молодого максималиста и пожилого приспособленца – никакой мистики.

Как вариант, всё показанное в фильме было операцией сионистов. Подослали гадалку, потом молодого парня, инсценировали его смерть, заплатили Люде, чтобы она сыграла в этом спектакле. Словом, запудрили герою мозги, чтобы заставить его выехать, а после раструбить об этом в СМИ. На фоне событий 1993 года это увеличило бы поток бывших советских евреев в Израиль.

В пользу этой версии говорят оговорки молодого Горюнова. Например, когда он везёт Горюнова старшего в машине на кладбище.

– Ты что же целый день так будешь?
– Так велено, в задачу входит.
– Кем велено?
– А не важно.

В конце умирая он говорит: “Я сделал то, что мне…” Он не договаривает, но явно “велели”. Так что вариант с тем, что нашли похожего парня, снабдили его документами (они могли быть и фальшивые), информацией про жизнь писателя (в том числе он мог и про шрам кому-то рассказать, но забыл), и подослали к герою Басилашвили, тоже может быть.

Но они не рассчитали, что герой, дорвавшись до молодого женского тела уже готов будет даже рискнуть жизнью, только бы его не отрывали от него. Мужчины на почве вожделения совершенно теряют голову.

Для такого актёра, как Олег Басилашвили сыграть перед пенсией в кинотрэше после ряда качественных фильмов, полюбившихся зрителям, это, конечно, явно не шаг вперёд в карьере и не достойное подведение её итогов к пенсии. Но тут сыграли роль его личные убеждения. Хорошо бы, чтобы именно так ходили по улицам представители либеральной тусовки после общественного осуждения. В России они привыкли к своей полной безнаказанности за последние 30 лет, демонстрируя хуцпу.

В целом фильм получился слабоват, но игра актёров неплохая, особенно у Олега Басилашвили, хотя он подобных персонажей играет из фильма в фильм и ничего особенно нового не показал. Атмосфера смуты, тревоги и какого-то безвременья начала 90-х тоже показана неплохо.

Что касается паскудности сценария, то в те времена, Рязанов, очевидно, пытался отразить суть времени, когда стало модным всё антисоветское и антироссийское, но сейчас это кино смотрится не как пощёчина обществу, а скорее как трагифарс, в котором показана история пожилого мужчины, у которого на фоне происходящих в стране страшных событий и горечи от утраты жены стало развиваться психическое расстройство.

В общем, один раз фильм можно посмотреть, чтобы посмеяться, но не более. Такие фильмы олицетворяют вполне точно период того больного времени.

P. S. Спустя почти 20 лет, весной 2022 года ситуация в России повторилась: на фоне очередных потрясений в связи со спецоперацией на Украине, либеральная общественность взвывала и срочно эвакуировалась из России, кто в Турцию, кто в Израиль, кто в Прибалтику. Можно сказать, что фильм Рязанова получил новое дыхание.