Почему святой Георгий
стал символом Москвы.
Еще 15 июля 1464 года на Фролове кой (Спасской) башне
появилась сработанная из белого камня скульптура святого Георгия. До
этого, как известно, в Москве не поощрялось, согласно православным
канонам, искусство скульптуры — как символа идолов. Разрешение церкви на
скульптурное изображение святого Георгия, да еще в самом центре столицы,
да на знаковой во многих отношениях башне, можно объяснить лишь
расширяющимися контактами Руси с Западной Европой, где скульптура в
эпоху Возрождения стала неотъемлемой частью храмового искусства.
Но почему же именно этот святой стал главным символом Москвы?
Хорошо известно, что образ святого Георгия знали и почитали в Восточной
Европе еще до принятия Русью христианства. Проник он сюда вместе с
преданиями христианских миссионеров и полюбился здешним обитателям за
свою земледельческую сущность. Ключом он отворял родники, охранял поля,
берег колодцы, пас стада и охранял скотину, а случалась беда — землю
защищал от недругов.
Русские князья издревле относились к нему с благоговением. Ярослав
Мудрый при крещении принял имя Георгий, в 1030 году возвел в честь
святого город Юрьев, а еще через семь лет основал в Киеве Георгиевский
монастырь...
Главный день Святого Георгия, 23 апреля (6 мая по новому стилю),
отмечался на Руси широко. День весеннего Георгия, день тружеников земли
как раз перед началом полевых работ!
И все же до XIV века образ Святого Георгия и город Москва существовали
словно бы порознь, хотя известно, что уже Дмитрий Донской имел печать с
изображением всадника, поражающего змея.
На рубеже XiV—XV веков столицу быстро развивавшегося княжества
Московского и образ Святого Георгия связала прочная нить, которую можно
назвать логикой их судеб, исторической и житейской: юноша Георгиос,
согласно легендам, был родом из знатной семьи. Москву основал тоже
знатный князь из рода Рюриковичей. Георгиос совершил много воинских
подвигов, и Москва, совсем еще юная, одержала много побед.
За главный подвиг Георгиос принял мученическую смерть, и Москва
претерпела в 1382 году беды.
Георгиос, проповедуя христианство, примирил разные народы, крестил
языческого царя, и Москва, куда переместился в XIV—XV веках центр
православия, несла словом и примером свет христианской надежды и
терпимости племенам и народам. Георгиос лишь напугал копьем дракона, но
не убил его, и Москва во время «Стояния на Угре» довольствовалась мирным
исходом дела.
Георгий охранял тружеников, их поля, дома, скот, и Москва со времен
Ивана Калиты (да и раньше, со времен бродников VI—ХI веков) принимала,
поощряла людей мирного труда, охраняя их и их труд...
Действительно, много общего в образе святого, великомученика,
страстотерпца и города, связывающего воедино людей разных верований и
исторического прошлого.
Скульптура святого Георгия на Фроловской башне появилась не вдруг и не
случайно. Государству и его столице, Москве, нужна была своя символика.
Москва-народ выбрал главным своим покровителем святого Георгия.
Его скульптура осталась на Спасской башне. Он встречал и провожал
спокойным взглядом гостей столицы, воинов-победителей, друзей и
недругов, он видел кровь, в том числе и кровь русских людей от русских
же людей, и мудростью жизни своей, образа своего пытался остудить
горячие головы. Не всегда это удавалось. Но всегда жила Москва и по сей
день живет вместе со святым Георгием Великомучеником...

© 2008-21
гг. ГЛАВНАЯ
•
ИСТОРИЯ •
РАЙОНЫ •
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
•
ФОТОГАЛЕРЕЯ
• КАРТА •
ОБОИ •
ПАНОРАМЫ •
СПРАВОЧНИК •
ДРУГИЕ ФОТО
|