Спорт

Как я осваивал сноуборд в Ново-Переделкино

31.03.2017

Сноубордом я заинтересовался ещё в конце 00-х, но тогда ограничивался просмотром видеороликов. В середине 10-х мне приснился сон, в котором я катался на сноуборде с горок и после пробуждения испытал воодушевление. Потом сначала один знакомый мне посоветовал попробовать освоить “снежную доску”, потом другой. В итоге я решил всё-таки в своей жизни приобрести для себя такой опыт.

Первое дело – это закупка экипировки. Процесс этот трудоёмкий и затратный. По цене суммарный комплект выйдет сейчас примерно в 50 тысяч рублей. Вначале можно просто взять комплект в аренду, чтобы понять –  нужно ли это вообще.

Чтобы сэкономить, я выбирал вещи из старых коллекций, в конце сезона, использовал промокоды. Можно ещё купить экипировку на барахолке у тех, кто прокатился пару раз, поняв, что это не для него. Но мне не попалось подходящего б/у комплекта.

Доску стоит выбирать согласно своему росту и весу по таблицам, а лучше в самом магазине с консультантом. Самые популярные прогибы доски: camber и rocker. Первый лучше для скоростных спусков, согласно интернету, а второй – для джиббинга и новичков. Я купил рокер, т. к. мне просто понравилась доска, устроила цена и было больше интересно направление фристайла.

С утра в будни на горе никого. Впереди спущенная подушка для отработки прыжков.

Также доски различаются по геометрии. Есть абсолютно симметричные твин-тип (twin-tip), которые хороши для паркового катания или же направленные (directional), где одна сторона длиннее. Направленные сноуборды используются для трассового катания на высокой скорости и фрирайда. Я купил твин-тип, т. к. мне такая форма показалась удобней для обучения. Ещё доски отличаются по жёсткости: для быстрых спусков лучше жёсткие, для новичков и фристайла удобнее мягкие. Взял ближе к средней – 4/10. Ощущается в катании нормально.

Второй этап это выбор креплений и ботинок. Я выбрал примерно такие ботинки по жёсткости, как и доска. Со временем они становятся мягче и хуже контролируют доску, но совсем жёсткие – дубовые на ноге, в них хорошо доской только на больших скоростях управлять.

Лучше ботинки покупать в магазине, одеть, походить в них, посмотреть, удобны ли. Важно, чтобы нога в них не болталась, но и не сжимала. Стоит учесть, что нога, потея, увеличивается немного в размерах. Поэтому лучше походить минут 20-30 в ботинках перед окончательной покупкой. Я сначала купил дистанционно DC, которые оказались маломерками, пришлось вернуть. Потом в магазин приехал за ботинками Adidas, но в итоге купил более дорогие от Deeluxe, т. к. ногам в них было приятней и комфортней.

Крепления лучше выбирать, уже купив ботинки. Я сделал наоборот и в итоге у меня они застёгиваются на самых последних значениях. Ещё чуть-чуть и пришлось бы другие покупать. Есть разные виды креплений, я приобрёл классические – на ремешках, их и рекомендую, как проверенные.

Теперь перейдём к верхней одежде. Самое важное, без чего просто никак не обойтись – это сноубордические штаны. Начинающие часто падают, да и просто садишься порой на снег отдохнуть или застегнуть крепления. Вторая важная деталь – сноубордические перчатки. Про вязанные стоит забыть сразу – промокнут в момент. У меня даже сноубордические к концу катания промокали. Куртку можно надеть обычную для экономии бюджета, а можно купить сноубордическую. Я купил последнюю довольно дёшево на распродаже в конце сезона.

Несколько слов о нижнем слое одежды. Обязательно стоит приобрести сноубордические носки или какие-то похожие по своим свойствам. Шерстяные для катания одевать не нужно, ноги будут мокрые. Также необходимо для отвода влаги термобелье. И сверху под куртку нужно надеть либо кофту из флиса, либо обычную толстовку (худи). Шерстяной свитер одевать не стоит, человек потеет и потом начинает замерзать от этой влаги.

Осталось поговорить о защите. Без неё даже не стоит думать о катании, поверьте моему опыту. Один раз я забыл одеть защитные шорты и упав на снег, потом две недели не мог нормально сидеть. Мне тогда приходилось садиться на кончик стула, болел копчик. Второй раз врезался с силой коленом в склон на скорости – в итоге под наколенником появился синяк на пол колена, без защиты сразу в травмпункт, скорее всего, отправился бы.

Из защиты для начала стоит купить: шорты с защитой на копчик, наколенники, защиту на запястье (очень частая травма у новичков, когда они падая выставляют руки и ломают запястье) и шлем. На счёт последнего много историй, как падали головой и потом теряли память, можно дурачком просто стать. Хороший инструктор без шлема ученика даже не будет начинать учить! Остальная защита это уже по необходимости. В сноуборде защита не мешает, смотрится нормально (под одеждой не видно) и падать в ней не страшно.

Вид на горнолыжный комплекс “Новопеределкино”.

Собрав комплект за год, я стал думать, где мне начинать учиться. Решил в Ново-Переделкино, т. к. рядом живут родственники. У них я временно оставил свою экипировку, чтобы не таскать каждый раз. У кого есть машина, те, конечно, могут куда угодно поехать. Но на себе таскать полную экипировку слишком напряжено. Даже пока я минут 15 шёл до горы, я и то уставал. Весь в защите, на ногах некомфортные для ходьбы сноубордические ботинки, в руках доска, которую неудобно нести обратно, когда она уже грязная после катки. (Самое удобное положение – прижать к себе, но тогда куртка будет грязной.)

Хоть я и насмотрелся роликов в интернете, но решил всё-таки нанять инструктора. Нашёл молодого парня на Авито, который занимался парковым катанием. Честно говоря, я ожидал, что он будет меня учить разным несложным трюкам, но оказалось, до них надо кататься научиться вообще, что оказалось несколько сложнее, чем я думал. За четыре занятия я освоил: задний кант, передний кант, торможение и перекантовку. С некрутых горок уже могу кататься более-менее.

Мне представлялся сноуборд как снежный скейтборд, но на снегу несколько другие принципы катания. На скейте движения делаются часто рывками, здесь же особую силу применять не нужно – важнее соблюдать баланс. Сноуборд в большей степени – это акробатика. Для начала стоит научиться балансировать и не падать, вставая на пятки и мыски, для езды на заднем и переднем канте соответственно. Направление движение задаёшь перемещая вес тела на переднюю или заднюю ногу. Для торможения заднюю ногу двигаешь вперёд, ставя доску перпендикулярно склону и откидываясь назад. В принципе, ничего сложного.

Увы, наступила весна, поэтому дальше моё обучение сноуборду прекратилось и ничего из трюков я так и не освоил. Какое у меня впечатление от этого спорта? Сама по себе атмосфера на горе мне понравилась. Даже взрослые, кто катался, выглядели молодо. Яркая одежда для сноуборда интересно смотрелась на фоне снежных склонов. Понравилась ещё, как снегогенератор разбрасывал по склону снег, создавая маленькую снежную бурю.

Что касается катания. В целом, получил интересный опыт. Там есть нюансы, которые вряд ли сам освоишь без чужой помощи, хотя бы из интернета. Это не велосипед – сел и поехал. Хорошо кататься в компании, если плохо катаешься, а если одному – то когда уже у тебя хороший уровень. А так самому, ничего толком не умея, копошиться на склоне, как-то не слишком интересно. По крайней мере для меня. Хорошо хоть я выбирался с утра в будни, когда никого почти нет на склоне и вся гора в твоём распоряжении, никто не мешает.

Ниже фото из Ново-Переделкино, когда я ходил к горнолыжному склону осмотреться, что там и как. Зашёл по пути в деревню Орлово.

Приехал к родственникам. В середине недели новогодних каникул на улице затишье.

Снежная аллея по пути к горнолыжному склону.

Один из участков на территории деревни Орлово. Злые собаки-охранники, колючая проволока, красный флаг… Что это? Инсталляция на тему ГУЛАГа?

Автомобильный мост через реку Сетунь.

Дальше дорога разветвлялась, можно было отправится к церкви и кладбищу, но я вместо этого решил пройти через остатки деревни и выйти к горнолыжному спуску со стороны автомобильного въезда. От электрички самый близкий путь к горе мимо кладбища, я потом так ходил, но эта дорога не добавляет позитивного настроения. Старался не смотреть в сторону могил, которые видны через сетку ограждения.

Старый дом с покосившимся забором, не знаю даже, живёт здесь кто-то или нет.

Уже видна гора. В начале 2010-х деревню хотели расселить и место застроить, но потом процесс застопорился. Возможно, потому, что местность здесь болотистая – долина реки Сетунь, к тому же рядом Западная водопроводная станция, обеспечивающая Москву водой.

Этот дом выглядит обжитым.

Выхожу к дороге, пришлось идти по лыжне.

Автомобильный въезд на территорию горнолыжного комплекса.

Подъёмник на гору. Тут в основном лыжники.

Вид сбоку на подъёмник.

Гора крутая и спуск с неё быстрый. За каждый подъём – плати. Могли бы сделать более длинный и пологий склон с одной из сторон горы, место там есть. А так и начинающим неудобно при такой крутизне склона кататься и опытным не очень интересно – быстро скатился секунд за 30 и опять подымайся.

На фото горка кажется не очень большой, но в реальности, когда на неё забираешься и съезжаешь – всё ощущается совсем по другому. Ниже будет фото от первого лица, сделанное посередине склона.

Слева новички учатся кататься на сноуборде, для них сделан небольшой тренировочный склон.

Лыжники и сноубордисты – вечные соперники на горе и любят при случае подколоть друг друга. Но мне лично лыжи сейчас мало интересны, т. к. я на них в детстве с горок катался, а сноубордов в моём детстве не было ни у кого из знакомых. Сноубординг в России стал набирать популярность только к концу 00-х.

На одном из склонов катаются на ватрушках. Слева видна подушка для отработки прыжков со снежного трамплина.

Место катания на сноуборде – хаф-пайп.

Дети катаются на маленьких снежных горках в самом низу склона.

Девушка медленно идёт в сноубордических ботинках, пока отец (или муж) несёт её доску и рюкзак. Ходить в таких ботинках не просто, даже на небольшие расстояния. Сноубордисты часто пристегивают их к доске и так несут, переобуваясь на месте.

Главное административное здание. Прокат, инструкторы, камера хранения и пр.

Ребята в пайпе, издали заметив меня (я немного постоял там, разглядывая, чем они занимаются), стали кричать, чтобы я шёл к ним. Приняли меня за какого-то Михаила, который, очевидно, не явился на тренировку. Я не стал подходить, чтобы не разрушать интригу.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Орлово. Его построили в селе Орлово во второй половине XVII столетия. Но в начале 30-х годов XX столетия храм был закрыт и вскоре разрушен. В начале 2010-х этого века его воссоздали, чтобы закрыть им кладбище со стороны склона. Фактически он служит своеобразным буфером между веселящимся миром живых, катающихся с горы и спящих до Второго пришествия мёртвых. По фэн-шую абсолютно верное решение. Рядом небольшой местный скейт-парк с большой рампой, но он под снегом и проход на площадку закрыт. Наверное, боятся, что сноубордисты-джибберы его разнесут.

Периодически снегогенератор посыпает гору снежком.

Детская горка, на которой я учился сноуборду, пока детей не было. Даже на такой горке, с виду совсем пологой, начинать кататься совсем не просто и можно получить реальную травму. У неё ещё уклон в сторону, как видно на фото, и часто сносит туда, в овраг. Нужно либо ближе к подъёмнику спускаться, где более ровный склон, либо корректировать траекторию своего спуска с учётом наклона. Когда я только начинал тут, видя, что еду в овраг, просто падал на снег, чтобы затормозить. Вообще, можно было эту горку и выровнять, не знаю, почему так сделали.

Странное ощущение оставляет горнолыжный комплекс “Новопеределкино”, вроде бы склонов много, но многое организовано бестолково. Короткие и крутые спуски (для новичков они тяжелы, для опытных – скучны); отсутствие мест удобных для обучения начинающих; для джиббинга фигур тоже немного и поставлены, такое ощущение, больше для галочки, по принципу – чтобы просто было. Скейт-парк по сравнению с аналогичными в Москве – скудный. Фактически это место может похвастаться только единственным в Москве хаф-пайпом (в 00-е он даже был единственным в России) и подушкой для отработки прыжков. Но, возможно, организаторам этого и достаточно. Фактически именно здесь тренируются в Москве спортсмены-сноубордисты, которые потом ездят на соревнования. Их, наверное, всё устраивает, а обычные посетители нужны владельцам комплекса просто для заработка, чтобы отработать вложения, им сойдёт и то, что есть – пусть копошатся. Тем не менее учиться кататься тут можно, для местных – удобно.

Другой день. Хороший вид из окна на горнолыжный склон и деревню Орлово.

Идём кататься.

Видел, как по этому спуску дети лихо носились на лыжах. Маленькие, поэтому страха нет. Мне и с детской-то крохотной горки сначала съезжать было страшно. Самолёты, кстати, здесь пролетают довольно низко – рядом аэропорт Внуково.

Буквально за пару занятий я научился спускаться с маленькой горки, поворачивая, тормозя и при этом не падай. Видео получилось случайно, инструктор, который меня учил, сам предложил заснять результат обучения. И это оказалось хорошей идеей, теперь даже после долгой паузы в катании, посмотрев видео, я могу вспомнить, что нужно делать при спуске.

Накатавшись на маленькой горке справа, я полез на большую – в пайп. Поднялся примерно до середины, выше уже снег сошёл. Внизу склона справа чёрная точка – сидит мой инструктор. Довольно высоко, если оценивать по высоткам рядом, хотя не скажу, что особенно страшно. Но гора и так крутая, а ещё подтаяла, поэтому угол склона стал ещё круче. Я только всё время тормозя на заднем канте сумел съехать. Стоило только попытаться перекантоваться и тут же тебя начинало нести вниз на приличной скорости.

В итоге я чуть ниже решил всё-таки съехать нормально. Поехал примерно параллельно склону, набирая скорость, сноуборд стал трястись подо мной, создавая эффект “воблы” (speed wobbles) в скейтборде, когда доску при на скорости начинает швырять туда-сюда под ногами (прогиб доски “рокер” явно не предназначен для разгонов по неровному снегу, но я его покупал не за этим, а для трюков).

До низа я всё-таки доехал, не упав. Там стал тормозить, развернув доску перпендикулярно склону, но не рассчитал баланс. На маленькой скорости, к которой я ранее привык, усилия для торможения нужны гораздо меньшие, поэтому меня по инерции протащило вперёд, я поймал передний кант и полетел в озерцо талого снега, которое в самом низу склона. Не знаю, сколько летел, но показалось, что минимум пару метров, а может и больше. Нырнул в него, встал, отряхнулся, вроде всё нормально – цел. Но потом месяц не мог на правом боку лежать. Никаких синяков и припухлостей не было, не знаю даже от чего болело, боком упасть на сноуборде сложно, может связки какие-то порвал. На этом я сезон и закончил. В целом, кататься было весело и мне понравилось.

Снег растаял, сезон закончен.