Фото из СССР

Командировка в Минск. 1963 год

17.05.2003

В 1963 году мой дед был отправлен в семимесячную командировку на Минский электромеханический завод, находившийся на улице Волгоградской. Вместе с коллегами он жил в небольшой гостинице в районе бульвара Толбухина. В нерабочее время дед любил гулять по городу: несколько раз он проходил всю столицу: от парка Челюскинцев до аэропорта Минск-1. Во время одной из таких прогулок с коллегами им были отсняты две плёнки на фотоаппарат Зенит-В.

Деду Минск понравился, он вспоминает его как чистый город, довольно небольшой по московским меркам. Белорусская столица тогда была вытянута вдоль центрального проспекта, к которому прилегали промышленные зоны. “Город-кишка”, – как охарактеризовал мой дед минскую столицу. Несколько удивило его, что у Минска не было пригородов. «Стоит последний кирпичный дом, а за ним — сразу поле, и до ближайшей деревни километра два-три», – вспоминает дед.

Особенно высоко дед оценил белорусские продукты, которые, по его мнению были даже лучше, чем московские. Во время командировки он экономил деньги, чтобы привезти домой у несколько упаковок конфет минской фабрики «Коммунарка»: «Мишка косолапый» и «Вишня в ликере». Понравилась ему и национальная кухня: через десятилетия вспомнил запечённую в горшочке картошку с грибами, которую попробовал в Минске в 1963 году.

Воспоминания моего деда о Минске

Впрочем, что рассказывать, можете сами послушать аудиозапись разговора с ним о Минске, которую я сделал спонтанно. Там дед рассказывает много любопытного. Как местные работяги выбивали из автоматов пиво, если оно не лилось, случай про гостиницу ЦК Белоруссии, про обувь, которая продавалась свободно, но была грубого фасона (местные ему в шутку говорили, что ей можно убить), а также смешной случай с местным евреем-часовщиком.

Вокзал станции “Парк Культуры” Минской детской железной дороги. Здание было построено в 1955 году. Теперь этот пассажирский павильон выходит на современный проспект Независимости. Интересно, что в те годы уровень дорожного полотна улицы был намного выше, чем сейчас. В ходе последующей реконструкции проспекта и строительства метро уровень дороги был существенно понижен. Сегодня вокзал ДЖД находится на возвышении относительно улицы.

Минская ДЖД была открыта 9 июля 1955 года. В 1971 году дороге было присвоено имя К. С. Заслонова — белорусского партизана-железнодорожника, Героя Советского Союза. Главная станция «Парк Культуры» была переименована в «Заслоново».

Люди собираются на перроне в ожидании поезда.

Из-за поворота выползает паровоз.

На момент открытия ДЖД в Минске имелось две станции: Парк культуры и Сосновый бор. Чуть позже была построена ещё одна станция — Пионерская.

Поезд подъехал к перрону. Дети и взрослые осматривают его.

Один раз мой дед прокатился на Минской ДЖД. Билеты там проверяли пионеры.

Детская железная дорога отличается от взрослой шириной колеи. Она почти вдвое уже взрослой — 750 мм.

Этот паровоз модели Кп4–465 пришёл на Минскую детскую железную дорогу с польского завода в августе 1963 года. Он проработал до 1975 года, после чего все паровозы на ДЖД заменили тепловозами. Я видел старые фотографии ДЖД с другим паровозом 159-232 Подольского завода, где 6 вагонов, но в данном случае их на фото только 4.

Полная длина Минской ДЖД: 4,5 км. Длина главного пути: 3,79 км.

Наш паровоз вперёд летит — в коммуне остановка.

Опустевший перрон.

В здании вокзала расположены зал ожидания, билетная касса, помещение дежурного по станции, инструкторская и макет железной дороги.

Коллега деда фотографирует здание БГАТУ. В кадр также попал троллейбус марки ЗиУ-5. Первая столичная троллейбусная линия, проходящая по сегодняшнему проспекту Независимости, была пущена в 1952 году.

Проспект в районе Минского часового завода «Луч».

Главный вход в Ботанический сад.

Центральный Ботанический сад, основанный в 1932 году. Принадлежит к числу крупнейших ботанических садов Европы как по площади (около 100 га), так и по составу коллекций (более 10 тысяч наименований).

Мой дед. Здесь ему 38 лет.

Берёзовая аллея.

Коллега деда заряжает плёнку в свой фотоаппарат.

Перекрёсток современного проспекта Независимости и улицы Козлова.

Автомобилей в центре Минска в 1963 году было немного и коллега деда воспользовался этим, выйдя чуть ли не на середину проезжей части, чтобы сделать кадр.

Площадь Победы. До 1958 года называлась Круглая площадь.

38-метровый обелиск увенчан орденом Победы.

На постаменте памятника расположены бронзовые горельефы: «9 мая 1945 года», «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны Белоруссии», «Слава павшим героям».

Автомобиль ГАЗ-М-20 у монумента победы.

Ленинский проспект со Сталинским ампиром. Архитектура сталинского периода была направлена на формирование некоего идеального будущего, которое вот-вот станет реальностью.

В 1984-м, в связи с вводом в действие Минского метрополитена, площадь перепланировали. Из Круглой она стала овальной.

Смотря на эти фото даже не скажешь, что город был разрушен до основания во время ВОВ, всего два десятка лет назад до съёмки.

Вот таким зелёным и должен быть город, словно обжитая уютная квартира, а не иметь вид кабинета госучреждения. Теперь бывшие советские города всё больше походят на каменное гетто.

Проспект Независимости в сторону цирка. Главная магистральная улица Минска много раз менял своё название и начинает свою историю весной 1801 года, когда начали трассировку улицы Новая Захарьевская в честь губернатора Минска и Минской области Захария Яковлевича Корнеева. В 1812 года на время оккупации города французскими войсками улицу переименовали в Новый город. Во время немецкой оккупации 1918 года она стала Гауптштрассе. В 1919 году её назвали Советской. Во время повторной немецко-фашистской оккупации в ВОВ улица снова стала Гауптштрассе. В 1952 Советская улица была расширена и стала называться проспектом имени Сталина, который в 1961 году был переименован в Ленинский проспект. В 1991 году после распада Советского Союза проспект был переименован в проспект Франциска Скорины, в 2005 году — в проспект Независимости.

Вид на площадь со двора Дома-музея I съезда РСДРП. Хорошо, когда город не тонет под слоем машин и копоти, а жилые дворы не являются огромными автостоянками.

В этом доме в марте 1898 года под видом празднования именин прошёл I-ый съезд РСДРП.

Спустя 25 лет, 14 марта 1923 года, здесь открыли музей. Этот домик почитался как “святыня” во времена СССР, туда, “к истокам”, привозили всех именитых гостей из братских партий.

Экспозиция музея занимала только часть здания — комнату, в которой и происходило заседание. Остальная часть дома оставалась жилой до 1941 года.

Во время войны здание было разрушено при бомбёжке.

В 1948 году дом был восстановлен. Основой для строительства послужили сохранившийся фундамент и различные документы, позволившие восстановить планировку дома и архитектурные детали.

Перекресток Коммунистической и Красной улиц.

Набережная реки Свислочь.

Вид с Коммунистической улицы.

Вид в сторону цирка и парка Янки Купалы.

Из этих прутиков спустя время выросли большие каштаны.

Ротонда сохранилась на набережной до нашего времени.

Вид на Оперный театр с улицы Янки Купалы.

По словам деда, здание Оперного театра в те годы было в плохом состоянии и нуждалось в ремонте. Во время первого посещения сотрудница театра, узнав, что гости – командированные из Москвы, устроила им экскурсию.

Дед несколько раз ходил в Театр оперы и балета, остался доволен. Но по его словам, посещаемость театра в 1963 году была очень низкой. Во время первого посещения он с коллегой в кассе решили купить билеты на самые лучшие места в зрительном зале, на что кассир им посоветовал: «Берите самые дешевые билеты, потом пересядете на лучшие места, вас никто не сгонит». Так они и сделали.

Улица Янки Купалы в сторону современного проспекта Независимости и цирка.

В пролетарской гостинице. Обстановка спартанская.

Из окна открывается вид в сторону площади Калинина.