Тверская
дорога (сейчас 1-я Тверская-Ямская ул.) в 14-15 веках была одной из
самых оживленных: по ней проходило огромное количество обозов с
товарами. В связи с этим в середине 15 века Иван Грозный устроил на
прежних владениях Новинского монастыря Тверскую-Ямскую слободу - под
хозяйственные угодья ямщиков. Населенная часть в виде нескольких домиков
с деревянной церковью в 17 веке находилась между Земляным валом и
Тверской заставой. Спустя сто лет она имела уже несколько параллельных
улиц, все остальное занимали поля и луга.
В конце 18 века пожар уничтожил всю слободу, но вскоре за счет
государства она была отстроена заново. Деревянные дома были заменены
каменными. В 19 веке велось строительство Санкт-Петербургского шоссе.
Бревенчатый настил заменили на булыжную мостовую, а в 1834 году после
императорского указа "О приведении в лучший вид пространства между
Тверским в Москву въездом и парком Петровского дворца" участок дороги до
дворца расширили. Были проложены грунтовые дороги, отделенные от шоссе
аллеями из молодых деревьев. По обе стороны от дороги протянулись в ряд
загородные дома московской знати. Первым приобрел участок недалеко от
Петровского парка генерал и сенатор А. А. Башилов.
Дворянские усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком,
образовав улицу Башиловку (теперь Марины Расковой) и по Бутырскому
проезду (теперь улица Нижняя Масловка). В середине 19 века в районе
появляются первые промышленные предприятия: табачная фабрика "Габай"
(теперь "Ява") и фабрика "А. Сиу" (кондитерская фабрика "Большевик").
Петровский парк собирал по выходным дням тысячи посетителей. Это
обстояиельство потребовало решения транспортной проблемы. В конце 19
века под аркой Триумфальных ворот прошла линия московской конки, а в
1899 году - линия первого электрического трамвая от Пушкинской площади к
северной стороне парка. Среди новых предприятий, возникших в конце 19
века, особое место занимает завод "Дукс", основанный немцем Юлием
Александровичем Меллером.
В 1893 году после чемпионата мира по велоспорту в Чикаго он загорелся
идеей распространения велосипеда в России и организовал новое
предприятие на Ямском поле. В 1909 году на заводе был собран первый в
Москве аэроплан. Его сборкой руководил инженер М. П. Евграфов, а
испытателем был знаменитый летчик С. И. Уточкин. С 1910 года на заводе
начинается производство серийного самолета типа "Фарман". Добившись
заказа от правительства, "Дукс" становится главным производителем в
новой для России отрасли, не оставляя и прежние направления.
В 1917 году предприятие стало первым Государственным авиационным
заводом. Новые цеха строились на Ходынском поле, рядом с аэродромом. В
1931 году, после выделения самостоятельных заводов самолетостроения,
приборостроения и радиортехники, завод на Ямском поле приобрел новую
специализацию - производство вооружений.
В 1924 году Петроградское шоссе было переименовано в Ленинградское. В
северной части Ямского поля, которое, по существу, было окраиной Москвы,
развернулось строительство типографско-издательского гиганта, который в
то время не имел равных себе в Европе.
Издательство "Правда" обеспечивало выпуск разовых тиражей газет до 40
млн.экземпляров, журналов - более 1000 млн. экземпляров и книг - до 130
млн. экземпляров. По существу, это город издателей и печатников, который
здесь же имеет собственный Дворец культуры, спортивно-оздоровительный
комплекс, детский сад. По его имени получила название улица Правды,
бывшая 3-я ул. Ямского поля. Теперь это издательство "Пресса".
Здесь же,на 5-й Ямской улице, обосновалась в 1979 году Всероссийская
государственная телерадиовещательная компания, а рядом находится Училище
циркового и эстрадного искусства.
Местность за тверской заставой давно перестала быть московской окраиной.
Теперь это - один из самых оживленных районов столицы. Старая Башиловка,
теперь улица Марины Расковой, многие годы служившая границей Ямского
поля, потеряла прежнее значение и стала одной из проезжих улиц. Широкая
магистраль 3-го кольца московских автодорог, пересекая Ленинградское
шоссе, прошла по улице Новая Башиловка и бышей территории Петровского
парка с его прудом. Территория бывшего Ямского поля теперь вошла в район
"Беговой".
Район Беговой является составной частью Северного административного
окргуа, включает в себя Ленинградский проспект и Тверскую-Ямскую улицу.
Территория района - 418 га, население - 38 тыс. человек.
На границах района находятся станции метрополитена "Белорусская" и
"Динамо".
На территории района работают несколько крупных промышленных
предприятий, среди которых - кондитерская фабрика "Большевик", 2-й
Московский часовой завод, Машинострительное объединение им. Румянцева,
механический завод "Знамя труда", табачная фабрика "Ява", типография и
издательство газеты "Правда" и др. Всего в районе зарегистрировано 1921
предприятие, в т.ч. 11 - крупнейшие в стране.
Здесь же находится старейший вокзал столицы - Белорусский. В центре
района расположен ипподром России, давший название всему району и
образовавший вокруг себя несколько улиц со специфическими "конными"
названиями (Беговые улица и аллея, Стаковая улица). В районе работает
уникальный цыганский театр "Ромэн" и известные гостиницы "Советская" и
Аэростар".