Впервые
место, на котором сегодня расположен район Аэропорт, упоминается в 1498
г. В то время эти земли принадлежали Высокопетровскому монастырю
(названному в честь первого митрополита Петра), расположенному недалеко
от Кремля и были вотчиной данного монастыря. Однако заселение и освоение
земель началось гораздо позже: только в конце XVII в. здесь было
основано сельцо Петровское-Зыково.
Сельцо, не имевшее церкви, было названо Петровским не только в честь
монастыря, но и в честь Петра I и находившегося по соседству имения
Нарышкиных – Петровское-Сенчино (впоследствии Петровское-Разумовское).
Происхождение второго названия Зыково связано с именем бояр Зыковых,
служивших у Петра I и принимавших активное участие в обустройстве
данного сельца. Особую известность сельцо приобрело после строительства
на его территории Петровского путевого дворца.
После празднеств на Ходынском поле, посвященных подписанию мира с
Турцией, императрица Екатерина II решила построить дворец, который
должен был стать местом отдыха после дальней дороги из С.Петербурга
перед въездом в Москву. Место для строительства было выбрано на земле
сельца Петровского, а его название, перенесенно на дворец.
Дворец был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки (1775-1779
гг., отделочные работы и установка украшений производились до 1783 г.)
под непосредственным руководством архитектора Матвея Федоровича
Казакова. Петровский дворец стал называться подъездным. Здесь после
долгой дороги из Петербурга останавливались, отдыхали и приводили себя в
порядок императоры и императрицы перед торжественным въездом в Москву. В
здании дворца вместе с монархами располагались их семейства, посланники,
знатные вельможи.
Однако в 1812 г. после вступления Наполеоновской армии в Москву, дворец
был разрушен. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не
обратил внимания император Николай I. В течение 1826-1827 гг. дворец был
восстановлен. В том же 1827 г. Николай I утвердил план устройства
Петровского парка, составленный архитектором А.Менеласом. На месте в то
время стоявшей рощи планировалось разбить регулярный парк с
расходящимися от дворца лучами кленовых и липовых аллей, а соседняя
пустошь Масловка предназначалась для устройства пейзажного парка с
извилистыми дорожками, с прудом и ажурными мостиками на речке Пресне.
Строительством парка руководил сенатор, начальник Московской комиссии по
строениям А.А.Башилов, в честь которого названы старая и Новая
Башиловские улицы.
В 1836 г. земли в парке стали раздавать под дачи. В парке стали
появляться увеселительные заведения, первое из которых под названием «Воксал»
по заказу Башилова было построено уже в 1837 г. В это время парк
обустраивался очень быстро и со временем стал одним из самых
примечательных мест отдыха для москвичей. Однако к концу 19 века парк
меняет свою социальную принадлежность – дачи переходят в руки купцов, а
главной его достопримечательностью становится целое созвездие
ресторанов. На всю Москву гремели рестораны «Аполло», «Мавритания»,
«Эльдорадо».
Население сельца Петровского-Зыкова росло. Содержание постояльцев и
обслуживание гуляющей публики становились не только доходной статьей, но
и основным занятием местного населения. В 1898 г. из 46 крестьянских
семей 40 были связаны с промыслами, среди которых самыми
распространенными была «подача самоваров».
В 1928 г. здесь был построен гигантский для того времени стадион
«Динамо», ставший на многие годы признанным центром спортивной жизни
столицы.
В Петровском дворце, годами пустовавшем в ожидании очередного приезда
своих владельцев, во время 1-ой мировой войны находился госпиталь, а
после 1917 г. он был национализирован и даже заселен жильцами, но в 1919
г. передан музейному отделу Главнауки, в подчинении которого находился
прежний штат служащих дворца.
В 1920 г. музейный отдел передал здание Главному Управлению Воздушного
Флота. С 1923 г., когда здесь разместилась военно-воздушная инженерная
академия им. Н.Е.Жуковского, преобразованная из Института инженеров
Красного Воздушного Флота, здание было переименовано во дворец Красной
авиации, что во многом предопределилось местонахождением дворца рядом с
единственным аэродромом (с 1940 г. здесь Военно-Воздушная инженерная
Академия имени Н.Е.Жуковского). В бывшем помещении ресторана «Эльдорадо»
разместился клуб академии, в здании ресторана «Аполло» - Центральный
музей истории авиации и космонавтики.
Территория района Аэропорт - 322 га; население - свыше 80 тыс. человек.
Вдоль границы района действуют 3 станции метрополитена - "Сокол",
"Аэропорт" и "Динамо".
В районе действуют несколько крупных промышленных предприятий
(опытно-механический завод, завод "Изолятор" и др), работают крупные
ВУЗы (в частности, МАДИ) и научно-иссследовательские организации
(например, НИИ общей патологии МЗ РФ).